Часть полного текста документа:Воспитание гражданственности и патриотизма у учащихся в историко-краеведческой деятельности Комаров Алексей Валерьевич, аспирант ГосНИИ семьи и воспитания За последнее время жизнь в нашей стране и за рубежом изменилась кардинальным образом. В современной школе проходят обучение учащиеся с новым миропониманием и их перспективы не так очевидны как ранее. Естественно, что обеспечить реализацию их жизненных способностей и устремлений общеобразовательной школе весьма проблематично. Поэтому сегодня очень важно прибегать к методам и средствам, имеющим наибольшее воздействие на подрастающее поколение. В ряде школ ведется поиск методических приемов и форм, новейших подходов к учебной и внеучебной работе для приобщения подростков к нормам и правилам общественной жизни. В средних общеобразовательных школах №26, 155, 815, 352 г.Москвы, №18 г.Павловского Посада Московской обл., Народном краеведческом музее села Ярополец Волоколамского района Московской области, в течении пяти лет, проводилась широкая патриотическая работа, в которой приняли участие, учителя истории и граждановедения, завучи по воспитательной работе, директора музеев и школ. В основу учебно-воспитательного процесса нами была положена личностная деятельность ученика в школе, вне школы, в различных видах творческой и научно-исследовательской работы: изучение истории и культуры своей страны, "малой Родины" - города, района, села, систематизация полученных материалов. Кроме предусмотренных программой уроков истории и музейной деятельности, нами проводились уроки-лекции, семинары для учащихся 9-10-х классов. На занятиях происходило обсуждение со старшеклассниками конкретных проблем современной жизни, политики, экономики, науки и культуры. Раскрывались многие понятия, которые не получали должного освещения в учебных пособиях. Ребята использовали материалы школьных музеев, для работы над докладами и рефератами, участвовали в конкурсах военной песни, Вахт памяти, выставках рисунков, научных викторинах, историко-краеведческих играх вечерах и концертах. Широко осуществлялась, такая практика, как защита ученических рефератов в 9-10-х классах в качестве государственного экзамена по истории, проводилась поисковая, краеведческая и музейная работа учащихся старших классов. В своей экспериментальной работе мы привлекали и новейшие технологии, используя в качестве вспомогательных средств Интернет, компьютеры для реализации школьной проектной деятельности, которая включала в себя сбор и анализ исторических материалов, работу с домашними архивами, а также для подготовки тематических уроков, школьных и внешкольных мероприятий. С целью решения важнейших воспитательных задач мы разработали Программу воспитания патриотизма у учащихся старших классов в историко-краеведческой деятельности, которая прошла апробацию в экспериментальных школах. Она построена на принципах межпредметных связей истории, краеведения и обществоведения являясь неотъемлемой частью единого учебно-воспитательного процесса. Ее реализация осуществляется в различных формах работы: лекционные занятия, творческая деятельность и туристско-краеведческие и поисковые мероприятия. Лекционные занятия по истории (12 часов) подразделяются на темы: "Россия в поисках перспектив (1917-1927гг.)", в которую входят урочные темы ("От Февраля к Октябрю", "Гражданская война 1918-1921гг.", "Белые" и "красные", "Итоги десятилетия: достижения и потери") и "Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)", состоящая из семи урочных тем ("Начало второй мировой войны. ............ |