Часть полного текста документа:Война, мир и будущее цивилизации Достаточно даже беглого взгляда на мировой исторический процесс, чтобы придти к выводу, что состояние отношений между различными странами и народами в наиболее обобщенном виде характеризуется двумя состояниями: война и мир. Данное положение кажется настолько самоочевидным, что у большинства философов до недавнего времени не вызывало сомнений. Так, Т.Гоббс писал, что война не есть только сражение или акт битв, а промежуток времени, в течении которого явно складывается воля к борьбе путем сражения, все остальное время есть мир. Мало того, и война, и мир считались естественными условиями жизни народов, которые попеременно и разными средствами двигало эти народы по мути прогресса. Прудон отмечал, что война и мир составляют непременные условия жизни народов: мир предполагает воину, война предполагает мир. А коли дело обстоит таким образом, то и нет какой-либо особой необходимости так уж сильно осуждать войну, поскольку она, хотя и болезненно хотя и с большими жертвами, но все-таки продвигает человечество в светлое "завтра", а зет когда это "завтра" наступит, то и сама по себе исчезнет война и наступит вечный мир. Пока же, заключал Прудон, как труд есть условие существования народов, так и война есть форма, условие существования государств. Следует заметить, что данное положение в принципе ни у кого не вызывало серьезных возражений. Война и мир как различные состояния во взаимоотношениях государств воспринимались как Богом данные, как вытекающие из природы человека и государства. Природа создала людей равными, писал Т.Гоббс, и из этого равенстве способностей вытекает равенство надежд на достижение своих целей. И если два человека желают одной и той же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоем, они становятся врагами. На пути к достижению своей цели они стараются погубить или покорить друг друга. А поскольку такова природа человека, то с нею, как и с войной, остается только примириться, что и делали в массе своей философы, политики, религиозные деятели. Справедливости ради следует отметить, что данные взгляды не были абсолютно подавляющими,, Еще в древности идеи всеобщего мира и осуждения войны высказывались античными авторами. Правда, они считали мир необходимым и законным только внутри эллинских городов - полисов, не распространяя его на "варварскую" периферию. В средние века бытовало немало рассуждений в религиозных кругах христиан о "Божием мире", необходимом для преодоления феодальных междоусобиц. Недаром на Руси особой популярностью пользовалась икона "Троицк", олицетворяющая в себе идею единения раздробленных и постоянно враждующих между собой русских княжеств. С новой силой идея мира среди христиан и христианских государств ожила в ХУ1 веке и была призвана объединить их усилия в борьбе с турецкой экспансией. В религиозных кругах идея мира носила исключительно прикладное значение и была призвана укрепить складывающуюся систему абсолютистской власти, служить реальной основой для противодействия проникновению на европейский континент представителей другого вероисповедания. Пожалуй, первым, кто по настоящему осудил войну, был Эразм Роттердамский. В начале ХУ1 века появился его трактат "Жалоба мира", в котором он перечислял все бедствия, приносимые войной, и называл их виновников: князей, государей, духовенство, которое забыло Священное писание и одобряет братоубийственную войну. ............ |