Содержание
 Введение
 Взаимосвязь процесса становления самосознания и субъективных кризисных явлений в старшем подростковом возрасте
 Методы
 Психологические особенности распознавания эмоций взрослых и сверстников детьми старшего дошкольного возраста
 Психологические особенности мотивационно-потребностной сферы подростков
 Заключение
 Список литературы
 
  Введение Формирование правовой культуры современного российского общества актуализировало проблему изучения эффективного механизма совершенствования правовой образованности людей, их умений и навыков пользоваться правом в реальной жизни. При этом морально-правовое развитие существенным образом изменяется и приобретает зрелость в подростковом возрасте.
 Становление самосознания представляет собой центральный вектор личностного развития в подростковом возрасте (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). 
 Являясь основным новообразованием подросткового возраста, самосознание интенсивно развивается в этот период, претерпевает значительные изменения, общим направлением которых является путь от синкретичности самосознания к его дифференцированности (Л.С. Выготский). 
 Таким образом, целью нашего исследования стало изучение гендерной и возрастной специфики морального развития и развития правосознания в подростковом возрасте.
 Возрастная и гендерная специфика правовой социализации в подростковом возрасте
 Выдвинутые нами гипотезы таковы:
 1) уровень развития правового и морального сознания в старшем подростковом возрасте будет выше, чем в младшем;
 2) уровень развития правового и морального сознания у девушек и у юношей будет существенно отличаться.
 Для сбора эмпирического материала использовались методики: "Гипотетические моральные дилеммы" Л. Колберга и, построенный на основе концепции Колберга, "Опросник Д. Тапп". 
 Полученные данные подвергались качественному анализу, с целью определить уровень морального и правового развития путем сопоставления ответов испытуемых с характеристиками отдельных уровней по Л. Колбергу и Д. Тапп.
 В исследовании принимали участие 2 группы испытуемых, общим количеством 34 человека (девушки и юноши). Возраст испытуемых первой группы - 11 - 13 лет, второй - 15 - 16 лет.
 Далее подробнее остановимся на полученных результатах и выводах исследования.
 Уровень развития и морального, и правого сознания в старшем подростковом возрасте наблюдается более высокий, чем в младшем. У подростков 11 - 13 лет в восприятии ими законов и прав преобладает эгоцентрическая точка зрения, они следуют законам, чтобы избежать наказания. 
 А испытуемые 15 - 16 лет в определении закона уже учитывают точку зрения социальной системы, признают ее всеобщую значимость и исполняют законы для поддержания общественного порядка. Кроме того, старшие подростки обладают большей правовой грамотностью и осведомленностью, чем подростки младшего подросткового возраста.
 Что касается решения моральных проблем, то в младшем подростковом возрасте оно осуществляется с опорой на поддержание хороших межличностных отношений с окружающими. 
 А в группе старших подростков уже появляются ответы с ориентацией на универсальные принципы справедливости, на высшую ценность человеческой жизни.  ............