Содержание:
1. Введение
2. Нормативный правовой акт как источник хозяйственного права РБ
3. Иные источники хозяйственного права РБ
4. Заключение
5. Список ипользованных источников
Введение
В юридической литературе выражение «источник права» используется в двух различных значениях — в значении «материального источника права» (источника права в материальном смысле) и в значении «формального источника права» (источника права в формальном смысле).
Под «материальным источником права» при этом имеются в виду причины образования права, т.е. все то, что, согласно соответствующему подходу, порождает (формирует) позитивное право, — те или иные материальные или духовные факторы, общественные отношения, природа человека, природа вещей и т.д.
Под «формальным источником права» имеется в виду форма внешнего выражения положений (содержания) действующего права.
Источники (формы) права — это официально определенные формы внешнего выражения содержания права.
Государственная определенность тех форм, в которых содержание действующего права находит свое внешнее выражение и существование, придает источникам права и праву в целом институциональную определенность и упорядоченность. Это означает, что нормы действующего права содержатся лишь в определенных (официально признанных) источниках права, которые представляют собой официально определенные формы закрепления и существования норм права.
Каждая система права имеет свои конкретно определенные источники права.
В целом применительно к разным системам права известны следующие основные виды источников: правовой обычай, судебный прецедент, юридическая доктрина, религиозный памятник, нормативно-правовой договор, нормативно-правовой акт, естественное право.
К источникам хозяйственного права Республики Беларусь относятся:
· Международный договор
· Нормативный правовой акт
· Нормативный договор
· Правовой обычай
· Судебная практика (не признана источником права в юридически смысле).
Нормативный правовой акт как источник хозяйственного права РБ
Основным источником права в Республике Беларусь является нормативный правовой акт.
Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума, с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Источниками правового регулирования хозяйственной деятельности (нормативные правоые акты) в Республике Беларусь являются:
— Конституция Республики Беларусь;
— кодексы Республики Беларусь;
— законы Республики Беларусь;
— указы и декреты Президента Республики Беларусь;
— распоряжения Президента Республики Беларусь;
— постановления Правительства Республики Беларусь;
— акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь;
— акты министерств и иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления и распоряжения в пределах, предусмотренных законодательными актами;
— и др.
Поскольку в основе всей национальной правовой системы лежит Конституция, характеристику юридических источников правового регулирования предпринимательской деятельности целесообразно начать с рассмотрения конституционной основы такой деятельности.
Конституционная основа предпринимательской деятельности - это система конституционных норм, призванных обеспечивать равновесие между правом всех на свободное осуществление предпринимательской деятельности и обязанностью государства в социальных целях регулировать эту деятельность в строго определенных пределах. С этой целью конституционные нормы:
- закрепляют предпосылки для реализации права на осуществление предпринимательской и иных видов экономической деятельности (единая финансово-кредитная система, право частной собственности и т.п.);
- определяют условия осуществления предпринимательской деятельности (свобода осуществления, равенство субъектов предпринимательства независимо от формы собственности и т.п.);
- устанавливают гарантии прав и интересов предпринимателя (неприкосновенность собственности, возможность ее принудительного отчуждения только при условии соблюдения специальных императивных норм, гарантия судебной защиты прав и интересов и т.п.).
Таким образом, конституционная основа предпринимательской деятельности содержит основные направления правового регулирования предпринимательской деятельности в стране. ............