Содержание
Введение
1. Индустриализация. Первые пятилетки
2. Коллективизация сельского хозяйства
3. Формирование тоталитарного режима
Заключение
Список литературы
Введение
Наша эпоха - время мучительной переоценки ценностей и радикальных экспериментов, время выбора социально-политических, экономических, нравственно-этических ориентиров для каждой семьи, каждого человека.
Страна, в которой человек рождается, может быть заботлива или неласкова. Настает время, когда приходится определять свое отношение к ней, сознательно избирая любовь или равнодушие. Чтобы не сделать ошибки, следует знать историю своего отечества. Не только холодный перечень событий и действующих лиц, но и саму сущность истории нашей страны, ее родословность. Необходимо попытаться понять, что представляет собой родина, как она стала такой и какая судьба ее ожидает.
Мы получили от прошлых поколений духовное наследие, которое пополняем с учетом собственного опыта. Это - знание законов развития природы и общества (наука), эмоциональное восприятие окружающего (культура), свод правил общения (нравственность), идеалы и мотивы деятельности (идеология, религия), способы и формы передачи духовного наследия от поколения к поколению (образование).
В переломные эпохи происходит переоценка духовного наследия: смена научных парадигм, обновление культурных и этнических ценностей, разрушение прежних и становление новых идеалов, перемены в образовании. Это мучительный, болезненный, длительный процесс.
1. Индустриализация. Первые пятилетки
Из двух вариантов пятилетнего плана (на 1928/29—1932/33 гг.), оптимального и отправного, руководство Компартии одобрило первый. Задания по нему были на 20% выше. "Нет таких крепостей, которые бы большевики не взяли", — заявил И. В. Сталин, и под гипнозом этих слов плановые задания с ноября 1929 г. и вплоть до середины 1932 г. неоднократно повышались.
Источники средств для индустриализации изыскивались исключительно внутри страны. В основном их формировали: доходы легкой промышленности, и особенно сельского хозяйства, перераспределяемые в пользу индустриальных отраслей; доходы от монополии внешней торговли зерном, золотом, лесом, пушниной и другими экспортными товарами (на вырученную валюту в страну ввозилось новейшее технологическое оборудование для строящихся заводов: доля установленных на них импортных станков и другой техники достигала в годы первой пятилетки 80—85%); значительно выросший прогрессивный налог на нэпманов, итогом которого стало полное свертывание к 1933 г. частного сектора в промышленности и торговле; средства, полученные за счет ограничения потребительских возможностей населения (через увеличение подоходного налога и розничных цен на товары, существовавшую с 1928 по 1934 г. карточную систему их распределения, обязательные подписки на "займы индустриализации" и др.). В итоге жизненный уровень рабочих и служащих упал почти в два раза.
На этом фоне удивительным и непостижимым для нас смотрится еще один, нематериальный источник ресурсов для проведения индустриализации — духовная энергия трудящихся. Но факт остается фактом: большевики сумели вызвать и в течение долгих лет поддерживать волну трудового энтузиазма. Яркое выражение это нашло в поистине массовом "социалистическом соревновании": в ударничестве (с 1929 г.), когда повышение производительности труда обеспечивалось за счет наращивания физических, мускульных усилий работников с использованием примитивных орудий (лома, лопаты, тачки, кувалды) и движении новаторов (с 1935 г.), когда та же цель достигалась путем умелой и высокоэффективной работы с современной сложной техникой. ............