Часть полного текста документа:Когда правительство бессильно Я думаю, что изменение форм лесной растительности, отражаясь на жизни леса, на жизни окрестностей и т.д., влияет на человека еще иным путем: измененная природа должна изменить эстетический вкус... Сказанного, полагаю, достаточно, чтобы оправдать то движение, глубоко симпатичное, которое недавно у нас народилось, именно - движение в пользу необходимости сохранения памятников природы. Г.Ф.Морозов, "Учение о лесе". К сожалению, как уже говорилось выше, организация особо охраняемых природных территорий и установление необходимого для их реального сохранения режима охраны - дело крайне сложное и далеко не всегда выполнимое. Более того: в тех случаях, когда формирование системы особо охраняемых природных территорий в каком-либо регионе оказывается в руках только государственных природоохранных органов, без необходимой поддержки со стороны научных и общественных организаций, работа эта полностью заходит в тупик. Более или менее успешное формирование систем особо охраняемых природных территорий происходит лишь там, где имеется достаточно эффективное сотрудничество государственных органов охраны природы (до конца 80-х г.г. роль государственных органов охраны природы реально выполняло Всероссийской общество охраны природы - ВООП, формально являвшееся общественной организацией, но существовавшее на государственный счет и возглавлявшееся представителями местных органов власти), ученых и различных общественных организаций. Часто именно энтузиастами-общественниками (нередко являющимися главными специалистами по территориальной охране природы) осуществлялась и осуществляется значительная часть работы по "проталкиванию" проектов особо охраняемых природных территорий, их согласованию и т.д. Однако, такое эффективное сотрудничество возможно далеко не везде. Нередки случаи, когда государственные органы охраны природы выступают исключительно на стороне "промышленников" или администрации, как правило, не заинтересованных в создании новой обузы - территории, которую надо специально охранять и с которой непросто получить какую-либо прибыль. Иногда и сотрудничество ученых, органов охраны природы и общественников не помогает - современное российское законодательство не предусматривает какой-либо возможности организации особо охраняемой природной территории в том случае, если землепользователь или глава администрации против ее создания. Будь природный объект хоть трижды уникален, хоть доверху напичкан видами, занесенными в Красные Книги всех уровней, если руководители лесхоза и регионального органа управления лесным хозяйством считают, что создание особо охраняемой природной территории там нецелесообразно - ситуация заходит в тупик. В последние годы, чем сильнее истощаются природные ресурсы, чем сильнее преобразовывается хозяйственной деятельностью человека естественная природа, чем меньше остается естественных природных экосистем - малонарушенных хозяйственной деятельностью человека старых лесов, нераспаханных степей и пойм, не разрушенных разработкой полезных ископаемых гор - тем сложнее становится процедура организации особо охраняемых природных территорий, тем неохотнее отдают "хозяйственники" последние куски сохранившейся дикой природы. ............ |