Часть полного текста документа:Вопрос №1 Переведите на язык категорий законов диалектики проблему поощрения и наказания детей. Категории: * Единство и борьба противоположностей * Количество и качество * Мера * Скачок * Отрицание отрицания Противоположности - те внутренние стороны, тенденции, силы предмета или явления , которые исключают, а вместе тем и предполагают друг друга . Отношение неразрывной взаимосвязи этих сторон составляет единство противоположностей.Взаимоисключающий характер противоположностей с необходимостью вызывает борьбу между ними . Таким образом поощрение и наказание уже сами по себе являютсяиллюстрацией закона единства и борьбы противоположностей. 1. Они не имеют смысла и не существуют друг без друга 2. Относительно конкретного проступка они взаимоисключают друг друга ( нельзяодновременно хвалить и ругать за одно и то же) 3. Один и тот же поступок может оцениваться по разному. Примером может служитьнапример такое качество как хитрость. "Господи, в кого же ты у меня такая хитрая, ничего не сделаешь без задней мысли", - говорит одна мать. Адругая, с оттенком гордости, рассказывает подругам: "Моя, шельма, кого хочешь обхитрит" Закон перехода количества в качество можно назвать не только основным закономдиалектики, но и "основным законом педагогики". Ведь вся наша работа сводится к ежедневномувзаимодействию с учеником, постепенному накоплению у ученика знаний, умений, привычек; к нивелированиюнедостатков, чтобы в итоге вышел из школы человек грамотный, воспитанный, умеющий жить в окружающем его мире. Часто педагогу приходится заниматься на первый взгляд вовсе не своими обязанностями: возить ребят в театр ина экскурсии, организовывать из трудных детей кружки, секции, проводить индивидуальные беседы и так далее - все это способствует адаптации детей всовременном нелегком мире Особенно это проявляется в работе с "трудными", "запущенными" детьми. Вчастых беседах о сдержанности, о самоконтроле, о дружбе, внимании к людям, о гражданском долге последовательно устраняются отклонения, компенсируютсядефекты семейного воспитания. И тут очень тонко надо чувствовать меру, ведь перегрузка бесед с трудными детьми морализаторскими монологами может привести кпрямо противоположному результату. Ребенок замкнется, будет назло вам совершать поступки Отрицание отрицания развитие повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее его иначе наболее высоком уровне, развитие по спирали, а не по прямой линии . Вот пример отрицательного развития ситуации. У Ирины С. два сына, когда отец дома, это примерные мальчики, помогают во всем, тихо играют в своейкомнате. Отец строго наказывает за малейшее непослушание, ремень и прут частые гостьи в его руках. Но в отсутствии отца, мать не может сладить с сыновьями, ониогрызаются на малейшее замечание, отказываются даже убрать за собой, носятся по квартире как угорелые. Жалобы отцу непомогают. После непродолжительного периода послушания все повторяется вновь. Наказание не соответствующее поступку (более жесткое и жестокое, чем заслужил) обычно приводит к тому, чторебенок при взрослом, который наказывал ведет себя, как того тот требует (отрицание первое), а при отсутствиинаказывающего или когда уверен, что не будет застигнут и уличен в проступке, еще более дерзко.(отрицание второе) Поступок -наказание и послушание - более дерзкий поступок Вопрос №2 Рассмотрите на конкретном педагогическом примере , как тот или иной поступок ребенка(явление) раскрывает сущность его личности. ............ |