Часть полного текста документа:А если не хочет? Юлия Гиппенрейтер, доктор психол. наук, профессор Совместные занятия - настолько важная тема, что ей мы посвящаем еще один урок. Сегодня мы хотели бы поговорить о трудностях и конфликтах взаимодействия и о том, как их избегать. Вот, например, типичная проблема, которая ставит взрослых в тупик: ребенок вполне освоил многие свои обязанности, ему уже ничего не стоит собрать в ящик раскиданные игрушки, застелить постель или положить учебники в портфель с вечера. Но всего этого он упорно не делает! "Как быть в таких случаях? - спрашивают родители. - Опять делать это вместе с ним?". Может быть, нет, а может быть, да. Все зависит от причин "непослушания" вашего ребенка. Возможно, вы еще не прошли с ним весь необходимый путь. Ведь это вам кажется, что ему одному легко расставить все игрушки по местам. Наверное, если он просит "Давай вместе", то это не зря: возможно, ему еще трудно организовать себя, а может быть, ему нужно просто ваше участие, моральная поддержка. Вспомним: и при обучении езде на двухколесном велосипеде есть такая фаза, когда вы уже не поддерживаете рукой седло, но все равно бежите рядом. И это придает силы вашему ребенку! Заметим, как мудро наш язык отразил этот психологический момент, участие в значении "моральная поддержка" передается тем же словом, что и участие в деле. Но чаще корень негативного упорства и отказов лежит в отрицательных переживаниях. Это может быть проблема самого ребенка, но чаще она возникает между вами и ребенком, в ваших взаимоотношениях с ним. Одна девочка-подросток призналась как-то в беседе с психологом: "Я бы уж давно убирала и мыла за собой посуду, но тогда они (родители) подумали бы, что победили меня". Если ваши отношения с ребенком уже давно испортились, не стоит думать, будто достаточно применить какой-то способ - и все вмиг пойдет на лад. "Способы", конечно, применять надо. Но без дружелюбного, теплого тона они ничего не дадут. Такой тон - самое главное условие успеха, и если ваше участие в занятиях ребенка не помогает, больше того, если он отказывается от вашей помощи, остановитесь и прислушайтесь к тому, как вы общаетесь с ним. "Я очень хочу выучить дочку играть на фортепьяно,- рассказывает мать восьмилетней девочки. - Купила инструмент, наняла учителя. Сама когда-то училась, да бросила, теперь жалею. Думаю, хоть дочка будет играть. Просиживаю с ней за инструментом часа по два каждый день. Но чем дальше, тем хуже! Сначала не засадишь ее заниматься, а потом начинаются капризы и недовольства. Я ей одно - она мне другое, слово за слово. Кончается тем, что она мне говорит: "Уходи, без тебя лучше!". А я ведь знаю, стоит мне отойти, как у нее все кувырком летит: и руку не так держит, и не теми пальцами играет, и вообще все быстро заканчивает: "Я уже позанималась". Понятны озабоченность и самые лучшие намерения мамы. Больше того, она старается вести себя "грамотно", то есть помогает дочке в трудном деле. Но она упустила главное условие, без которого любая помощь ребенку превращается в свою противоположность: это главное условие - дружелюбный тон общения. Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит друг, чтобы что-то сделать вместе, например отремонтировать телевизор. ............ |