ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Курсовая работа на тему:
Аборт как центральная проблема биоэтики
Выполнила: студентка V курса историко-филологического факультета Витязева О. Ф.
Проверила: Пустовойт Ю. В.
Шуя 2007
План:
Введение
Глава 1. Отношение различных конфессий к проблеме аборта
§ 1. Отношение к проблеме аборта православной конфессии
§ 2. Восприятие проблемы аборта в других религиях
§ 3. Отражение религиозного взгляда на статус эмбриона в различных культурах
Глава 2. Естественнонаучный взгляд на возникновение и развитие (онтогенез) человеческой жизни
§ 1. Оплодотворение
§ 2. Эмбриональный период развития человека (первые 2 месяца)
§ 3. Плодный или фетальный период развития человека (с 3 месяца до рождения)
§ 4. Постнатальное развитие человека
Глава 3. Проблема аборта с позиции здравого смысла (анализ философских подходов к определению личности)
§ 1. Функциональный подход
§ 2. Субстанционалистский подход
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1. Святые отцы об аборте
Приложение 2. Профессор Ж. Лежен об одном из последних научных открытий в эмбриологии
Приложение 3. Свидетельства ученых о начале человеческой жизни
Введение
Биоэтика — порождение цивилизации конца ХХ века, и возникновение ее непосредственно связано с интенсивным развитием биомедицинского знания. Рубеж конца ХIХ – начала ХХ века был также богат научными открытиями и достижениями. Тем не менее, именно со второй половины ХХ века изменения в медицине принимают принципиально новый характер. Современная медицина не только поддерживает жизнь, но также имеет реальную возможность «давать» жизнь (искусственное оплодотворение), определять и изменять ее качественные параметры (генная инженерия, транссексуальная хирургия), отодвигать время смерти (реанимация, трансплантация, геронтология). Иными словами медицина конца XX века может манипулировать жизнью человека, управлять ей (например, генетически корректировать особенности человека, допускать донорство органов без согласия донора, уничтожать жизнь на эмбриональных стадиях, отказывать в лечении или прекращать медицинскую помощь безнадежному больному). Подобные возможности вступают в противоречие с установившимися моральными ценностями и принципами. В силу этого противоречия и формируется биоэтика как система знания о границах допустимого манипулирования жизнью и смертью человека.
Установление этих границ приобретает в настоящее время особое значение, и вот почему. В виду этического плюрализма, составляющего отличительную черту современного демократического общества, в законодательствах разных стран законы, касающиеся данной проблематики, либо отсутствуют, либо вступают в противоречие с современными научными данными и традиционными ценностями, что в свою очередь приводит к стихийному распространению новых медицинских технологий и научных исследований. Нравственные убеждения людей остаются сегодня чуть ли ни единственным способом защиты общества от разрушительных последствий использования этих технологий.
Традиционно к вопросам биоэтики относят проблемы аборта, контрацепции и новых репродуктивных технологий; проведения экспериментов на человеке и животных; получения информированного согласия и обеспечения прав пациентов, в том числе с ограниченной компетентностью; выработки дефиниции смерти; самоубийства и эвтаназии; популяционной политики и планирования семьи; медицинской генетики; фетальной терапии; трансплантологии; клонирования; гомосексуализма и транссексуализма; нейролингвистического программирования и многие другие. ............