Часть полного текста документа:Адан Поль Адан Поль [Paul Adam, 1862-1920] - французский писатель. Происходит из славянской семьи. Дед его - участник наполеоновских войн, которым А. посвятил ряд своих исторических романов. Первоначально его литературными попутчиками были Гюисманс (см.) и Ренье (см.). В последние годы жизни А. сдружился с писательской группой "Аббатство" (см.). Первая книга А. - "Chair Molle" (Безвольная плоть, 1885) написана в чисто натуралистическом жанре. Автор резко раскрыл бытовые секреты французского буржуазного общества, вызвал бурю негодования и даже подвергся судебному преследованию по обвинению в оскорблении общественной нравственности. После нашумевшего первого произведения А. развил необыкновенно энергичную деятельность. Он написал около 40 крупных романов и большое количество статей по общим вопросам культуры, искусства и истории нравов. А. - яркий представитель литературы буржуазных интеллигентов Франции, метавшихся от натурализма к мистике и спиритуализму символистов, от исканий утопического социализма к идеологии французского империализма, к идеализации французской колониальной политики, "долженствующей объединить Восток и Запад". В его произведениях можно найти весь комплекс характерных для империализма идей расового и национального превосходства, культурной миссии, осуществляемой насилием над "низшими расами" и народами, военной доблести как высшей нравственной и национальной ценности и т. п. Этому идеологическому комплексу А. соответствует не менее типичная тематика многих его произведений с их воинственными и бесстрашными героями, людьми воли и темперамента, с их "батальной живописью", с их идеализацией, даже апофеозом войны. Излюбленные жанры прозы у писателей этого направления - колониальный роман и повествование о воображаемых или действительных империалистических войнах. И в этом отношении А. не составляет исключения. Его "La ville inconnue" (Неведомый город) - роман о колониальной экспедиции, а известные произведения наполеоновского цикла - попытки создания военной эпопеи. В этих романах особенно отразились свойственные творчеству А. противоречия: он одновременно полумистик и реалист, психолог и бытописатель, но их основная линия выделяется достаточно четко. Автор прославляет силу и ее носителя - Наполеона I. Империалистическая буржуазия Франции должна была перед войной 1914-1918 возродить старый культ Наполеона. Его победы и завоевания, грандиозный размах его военных предприятий, его упорное стремление к мировому господству, - все это было для нее прообразом грядущего величия империалистической Франции. Этот новый культ Наполеона резко отличается от прежнего, которому отдали дань крупные французские, и не только французские, поэты XIX в. Они еще не отделяли Наполеона и его дела от Великой революции. Для них Наполеон был столько же воплощением силы, сколько свободы и равенства. В этом была несомненная идеализация Бонапарта, но и доля истины, т. к. объективно, помимо своей воли, он продолжал своими войнами дело революции, распространял ее идеи по Европе. В романе "Сила" А. разрывает все те связи, которые некогда соединяли Наполеона с революцией. В его лице символизируется идея мирового господства, воплощена и прославлена латинская раса, идеалом которой является не осуществление "прав человека", а безграничное могущество и подчинение других рас. ............ |