Адаптация персонала
К первому рабочему дню нового сотрудника организация уже затрачивает на него немалые средства. Поэтому она заинтересована в том, чтобы новый сотрудник, во-первых, не уволился через несколько дней или недель, во-вторых, как можно быстрее начал приносить организации определенный доход.
Как показывает практика, наиболее высокий процент увольняющихся - это люди, проработавшие в организации менее трех месяцев. Можно назвать четыре основные причины такого ухода (см. рис. 2.15):
1. Несовпадение реальности с ожиданиями зачастую является следствием завышенных рекламных обещаний организации на рынке труда или в непосредственных беседах при отборе кандидатов.
2. Сложность вхождения человека в новую организацию связана с тем, что новичку никто ничего не объясняет, считая, будто он должен во всем разобраться сам. В результате он тратит много усилий на освоение тех вещей, которые очевидны для "старых" работников организации. Это приводит к низкой результативности, а соответственно и самооценке, что нравится далеко не всем людям.
3. Любой коллектив встречает нового человека настороженно, задаваясь вопросом: "Что от него можно ждать?" Если руководство не предпринимает усилий по преодолению этих психологических барьеров, то настороженность вполне может перерасти в отторжение новичка коллективом. Это побуждает его к уходу из организации.
4. Если новый сотрудник предоставлен сам себе, его никто не знакомит с организационной культурой компании, ее традициями, правилами внутреннего этикета, то человек начинает руководствоваться различными слухами, акцентируя внимание на негативе, что также подталкивает его к уходу.
Рисунок 2.15. Причины увольнения новых сотрудников
Адаптация персонала позволяет ликвидировать или снизить влияние этих причин на поведение новых сотрудников, облегчив тем самым их вхождение в организацию. По мнению Эдгара Шейна, адаптация сотрудника включает три составные части:
· обучение на рабочем месте;
· познание существующих в организации "нитей власти";
· осознание им норм поведения, принятых в организации.
В самом общем виде адаптация персонала - это управляемый процесс приспособления нового работника к:
· организационной культуре компании;
· своему первичному коллективу;
· требованиям, предъявляемым к нему компанией;
· собственному рабочему месту.
Основными целями адаптации являются:
· уменьшение первоначальных издержек: пока новый работник плохо знает свое рабочее место, методы и приемы труда, он работает менее результативно;
· снижение влияния чувства неопределенности на трудовое поведение новых работников;
· сокращение вероятности увольнения новых сотрудников;
· формирование у нового сотрудника чувства причастности к делам организации, заинтересованности в организационном развитии;
· формирование правильного понимания новым работником своих должностных обязанностей и стоящих перед ним задач;
· развитие у нового сотрудника умений и навыков выполнения работы;
· формирование у нового работника высокого уровня мотивации к труду, понимания своей роли в успехе организации;
· активизация творческого потенциала и повышение результативности "старых" сотрудников за счет усиления их вовлеченности в жизнедеятельность подразделения;
· повышение уровня сплоченности коллектива.
Классифицировать адаптационные мероприятия, проводимые в организации, можно по различным критериям (см. ............