Часть полного текста документа:Аэробика или дискотека? Доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии информати зации при ООН Ю.К. Гавердовский, Российская государственная академия физической культуры, Москва Аэробика... Со времен Кеннета Купера и Артура Лидьярда понятие это успело не только прогреметь, пройти фазы признания и споров, но и, переродив шись, наполниться совершенно новым содержанием. На смену повальному увлечению джоггингом пришла не менее массовая мода на аэробику в гимнастическом обличье, явно сместившая этот вид двигательной активности в сторону прекрасной половины человечества. Соответственно изменилась и мотивация занятий вкупе с их атрибутикой. Если прежде, облачившись в незатейливые "треники", по улицам и парковым дорожкам под дождем и солнцем трусцой убегали от инфаркта рационально мыслящие интеллектуалы и "белые воротнички", то ныне в гимнастических и прочих залах, а порой и просто в тесной комнате, арендованной у ЖЭКа, под оглушающие ритмы и непременно в фирменных кроссовках и хайратниках до изнурения "танцуют" девочки, девицы и женщины, далеко не пенсионного еще возраста... Идея гимнастической аэробики несомненно плодотворна. Не всякому по вкусу демонстрировать себя (свою фигуру!), выбегая из дому "на люди". Да и сам по себе монотонный бег с его уединением и почти медитативной отрешенностью - выбор не для каждого. Впрочем, можно бегать оживленной кавалькадой или с плеером, но дело ведь не только в преодолении скуки. Концепция аэробики, или ритмической гимнастики в том ее виде, в каком она вторглась в мир с легкой руки (ноги?) Джейн Фонды, действительно открывает в сравнении с бегом трусцой заманчивые возможнос ти. Не случайно и сам Купер, корректируя в "Новой аэробике" прежнюю свою доктрину, на первое место по ценности ставит лыжные гонки, после них - плавание и лишь на третью позицию выводит джоггинг или бег (разделяя два эти понятия по смыслу). Основной мотив обновленных взглядов доктора Купера - предпочтение умеренно-интенсивным упражнениям, имеющим разнообразную координацию и вовлекающим в работу большие или большие мышечные массы. Среди средств, также могущих давать аэробную нагрузку (велосипед, ходьба, теннис, ролики), Купер упоминает и танцы, сетуя, однако, что их воздействие на организм плохо поддается измерению и регламентации. Гораздо важнее, однако, не то, что физиологическую нагрузку танцующего человека трудно нормировать, а то, что нагрузка эта, облаченная в гимнастическую форму, может быть - при должном знании предмета - бесконечно более разнообразной по форме и богатой в выборе средств воздействия на двигательный аппарат и системы организма человека, чем многие другие виды физической активности, и уж определенно живее и разнообразнее, чем незатейливый бег трусцой. В любом учебнике по гимнастике (начинающемся ab ovo с Древней Греции и с того, что гимнастика - праматерь спорта) можно прочитать, что в сравнении с нею никакие иные виды упражнений не обладают столь же ярко выраженным - драгоценным - свойством аналитического, избирательного воздействия на системы организма, мышечно-связочный аппарат, координационные возможности человека. И в самом деле, гимнастика - абсолютный язык движений, "разговаривая" на котором, можно многое сказать и телу и духу. ............ |