Часть полного текста документа:АГРАРНАЯ РЕФОРМА 1861 года РЕФЕРАТ Московский институт радиотехники, электроники и автоматики. Москва 1998 Вступление В истории России, начиная с ХVI века и по наши дни "крестьянский вопрос" является постоянной головной болью всех правителей. Изменялся общественный строй, изменялись формулировки вопроса (крестьянский, аграрный, колхозный, сельскохозяйственный и т.д.), разрабатывались и претворялись в жизнь реформы, программы, совершались социальные революции. Однако аграрные проблемы так по сей день и остаются проблемами. Если в других европейских странах земледелие развивалось естественным путем во взаимодействии с государством, то в России оно находилось полностью под контролем государства и развивалось в первую очередь в зависимости от стратегических задач правительства. Суть, стержень проблемы - отсутствие частной собственности на землю. Как говорил выдающийся российский реформатор П.А.Столыпин: "...Необходимо дать крестьянину свободу приложения своего труда к земле, необходимо дать ему свободу трудиться, богатеть, распоряжаться своей собственностью; надо дать ему власть над землею, надо избавить его от кабалы отживающего общинного строя". (Из речи в государственной думе 5 декабря 1908 г.) Даже у значительной части самих крестьян, веками жившим в общине (в колхозе) сформировалось убеждение, что земля не может быть предметом собственности. Проводимые реформы на определенных исторических этапах, тем не менее, имели большое значение и оставили неизгладимый след в истории России. Таковой является крестьянская реформа 1861 года, освободившая крестьян от рабства. I. Император Александр II Освободитель. Политическая и социально-экономическая обстановка в России в середине ХIХ века. После поражения восстания декабристов в стране началась полоса реакций. Пришедший к власти в декабре 1825 г. Николай I за годы своего тридцатилетнего правления постоянно стремился укрепить самодержавную власть, подавить всякое вольнодумство. Николаевский режим опирался на определенную социальную базу - помещиков и бюрократию всех чинов и рангов. В николаевской России становилось практически невозможно бороться за социально-экономические и политические преобразования. Неожиданная кончина императора Николая Павловича, умершего от случайной простуды 18 февраля 1855 г., послужила началом важных перемен в жизни Русского государства. Преемник его был совсем иной человек. Император Александр II во многом составлял противоположность своему отцу. Отец отличался суровым и непреклонным характером; сын был мягок и доступен влияниям. Отец не получил в свою пору хорошего образования, сын же был тщательно воспитан и подготовлен к предстоящему делу правления государством. Александр вступал на престол 36 лет от роду (родился 15 апреля 1818 г.), зрелым человеком, достаточно опытным в делах. Воспитание императора Александра II было поставлено прекрасно. С малых лет воспитателем его был гуманный и умный человек капитан Мердер. Лет девяти Александр начал учиться под руководством своего наставника - известного поэта, писателя и историка В.А.Жуковского. Жуковский предварительно составил глубоко обдуманный "план учения" цесаревича, утвержденный императором Николаем. ............ |