Часть полного текста документа:Ахматова Анна Ахматова Анна [1888-] - Анна Андреевна Горенко, по первому мужу Гумилева, - поэтесса. Первую книгу стихов "Вечер" выпустила в 1912 (изд. "Цех поэтов"). Затем книги стихов: "Четки", (неск. изд.), "Белая стая" (неск. изд.), "Подорожник" (изд. "Петрополис", П., 1921), "Anno Domini MCMXXI" (изд. "Петрополис", П., 1922) и поэму "У самого моря" (изд. "Алконост", П., 1921). Ахматова - поэтесса дворянства, еще не получившего новых функций в капиталистическом обществе, но уже потерявшего старые, принесенные из общества феодального. О сложившейся веками дворянско-поместной культуре, в обстановке которой выросло творчество А., говорят чрезвычайно выразительным яз. многие из ее стихотворений. Это - дворянские усадьбы с вековыми аллеями и парками, под сводами которых белеют фигуры полуразрушенных статуй у каменных арок семейного склепа, куда приносят оранжерейные розы вымирающие потомки тех, чьи портреты застыли в парадных залах, сохраняя на пышных мундирах жалованные регалии российских императоров: "Течет река неспешно по долине, Многооконный на пригорке дом, И мы живем, как при Екатерине, Молебны служим, урожая ждем". "Anno Domini", стр. 91. Необходимо отметить, что и в этом и в других стихах характерны не только изображения поместной обстановки, но и глубоко созвучное им настроение самой поэтессы. Изображая город, А. с особой любовью останавливается все на тех же реликвиях дворянской культуры: Исаакиевский собор, Смольный, Петропавловская крепость, Царскосельский парк и Петергофские фонтаны, словом - дворянский Петербург - "пышный, гранитный город славы и беды", - славы дворянского прошлого и беды его вырождающихся потомков. Естественно, что в этой обстановке, напоминающей о невозвратном прошлом, последыши дворянской культуры, лишенные всяких производственных связей с настоящим, уходят исключительно в узкую область интимнейших эротических переживаний. Почти все творчество А. представляет сконцентрированное выражение именно этих эмоций. Эротическое переживание является для творчества поэтессы той осью, вокруг которой вращается ее духовный мир. Однако глубочайшее чувство обреченности, которое пронизывает социальное сознание вымирающей группы, проходит и через эту область, окрашивая ее в сумеречные тона предсмертной безнадежности. Эти настроения сочетаются с мистическими переживаниями, также характерными для классов нисходящих, создавая противоречивый на первый взгляд образ А. героини "не то монахини, не то блудницы" [Б. Эйхенбаум (см.)], у которой "на шее мелких четок ряд" (а в другом месте: "все мы бражники здесь, блудницы") и клятвы любовные перемешиваются с церковными заклятиями: "Но клянусь тебе ангельским садом, Чудотворной иконой клянусь И ночей наших пламенных чадом". "Anno Domini", стр. 19. Поэма "У самого моря", по определению Г. Лелевича ("На посту", № 2-3, 1923) - "не что иное как мистическая повесть об ожидании таинственного жениха". Только в стихах, написанных А. после 1914, начинают звучать общественные мотивы, что вполне естественно, ибо даже стекла дворянских особняков не могли не отозваться на раскаты войны 1914-1918 и Октябрьского переворота. Война 1914-1918 дает скорбным интонациям поэтессы историческую мотивировку, это - причитания над убитыми и пробуждение общественного сознания по линии национализма, смыкающегося с империализмом отечественной буржуазии. ............ |