Часть полного текста документа:Ахо Юхани Ахо Юхани (И. Бруфельт) [Johan Brofeldt, псевд. J. Aho, 1861-1921] - известный финский писатель. Его отец, пастор Ф. Бруфельт, примкнул к пиетизму, который был движением крестьянства против влияния торгово-ростовщического капитала и рационалистической государственной церкви. А. в начале своей литературной деятельности примкнул к так наз. "Молодой Финляндии" (Нуори Суоми). Эта группа финляндской интеллигенции боролась против старо-финнов, опиравшихся на духовенство, буржуазию и финское "кулачество". "Молодая Финляндия" выступала поборницей демократических прав (всеобщее избирательное право), свободомыслия (в вопросах религии) и социальных реформ. В национальном вопросе она возглавляла "западничество" против "старой" религиозно-консервативной общественности. А. своеобразно выразил стремления "Молодой Финляндии" (см. "Финская литература"), опиравшейся гл. обр. на широкие слои крестьянства. Он остро осознал классовые противоречия между торпарем (безземельным крестьянином), батраком и зажиточным земледельцем-кулаком. Типичный выразитель мелкобуржуазной идеологии, он склонялся к народничеству, переходившему в резко выраженный национализм и патриотизм. Правда, носителем этой "любви к отечеству и народной гордости" является тропарь, или бедный рыбак, и в этом сказывается демократизм этого писателя. Он славит сурового колонизатора, пионера, впервые вспахивающего непокорную землю, подчиняющего себе природу упорным трудом, выдержкой. Симпатизируя бедняцким слоям крестьянства, А. не видит для них выхода. В социализм он не верит, капитализма с его техникой и неуклонной пролетаризацией масс - боится. Отсюда у А. мотивы отрицания культуры, города, бегство к природе. В исторических романах А. это противопоставление культуры природе принимает характер антитезы между язычеством и христианством. Его любимый герой Вейнемейнен уплывает к диким зверям и птицам от христиан и их кирок. По своему художественному стилю А. - объективный художникотореалист. В начале литературной деятельности на него влияют норвежские писатели, особенно Бьернсон (см.). Вершиной раннего творчества А., и вместе с тем финского реализма, является его "Железная дорога" [1884]. В середине 80-х гг. А. усваивает приемы и темы европейского натурализма. Творчество его принимает обличительный характер ("Одинокий", 1890). Он ставит острые вопросы любви и брака ("Жена пастора", 1893). В 90-х гг. в творчестве А. усиливается элемент лиризма. Субъективное чувство, субъективные переживания все больше окрашивают его произведения. В этом отношении особенно характерны его "Стружки" [1891], напоминающие "Записки охотника" Тургенева (см.) и "Письма с мельницы" Доде (см.). Затем, из области психологической новеллы А. переходит к культурно-историческому роману ("Пан", 1897, "Весна и заморозки", 1905-1906). Позднее он возвращается к современности ("Юха", 1911, "Совесть", 1914). В период гражданской войны в Финляндии А. раньше колебался между пролетариатом и белогвардейщиной ("Отрывочные размышления за недели восстания"), затем примкнул к финской реакции. На финском яз. первый сборник А. вышел в 1891 под заглавием "Стружки". В следующие несколько лет появились в отдельных изданиях: "Новые стружки", "Жена пастора", "Дочь священника", "Пан" и т. ............ |