Часть полного текста документа:Акмеологические аспекты профессионально-педагогической подготовки специалиста по физической культуре и спорту Кандидат педагогических наук, доцент Н.М. Костихина Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск В современных условиях при решении задач повышения уровня профессиональной подготовки особое внимание уделяется интеллектуальному, нравственному, культурному развитию, профессиональному росту и творческой самостоятельности будущего специалиста. В реализации обозначенных задач ведущую роль играет новая междисциплинарная область знаний в системе наук о человеке - акмеология. Предмет данной науки - закономерности развития и саморазвития зрелого человека, развития творческой готовности к предстоящей профессиональной деятельности. Истоками педагогической акмеологии являются труды Н.В. Кузьминой и представителей ее научной школы. Глубокие, содержательные исследования известных педагогических психологов А.А. Бодалева (1993), А.А. Деркача (2000), М.Т. Громковой (2003), Е.А. Климова (1996), Н.Н. Никитиной (2002), Л.М. Митиной (2004) и др. посвящены изучению характерных особенностей педагогического мастерства, психологии труда и профессионального развития учителя. Эти исследования привели к пониманию педагогического труда как целостной и развивающейся реальности. В предметную область педагогической акмеологии входят: а) закономерности и механизмы достижения вершин в педагогической деятельности; б) исследование процессов поэтапного становления учителя-профессионала; в) пути становления учителя-профессионала. В настоящее время уже разработаны акмеографические описания и первые варианты акмеограмм педагогов, которые находят все большее практическое применение. Однако на данном этапе совершенствования системы профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту акмеология не нашла должного развития. Хотя выявление условий и факторов, детерминирующих профессиональное становление преподавателя, тренера, позволит целенаправленно и эффективно управлять данным процессом. Основополагающими категориями акмеологии на данном этапе ее развития являются "профессионализм" и "компетентность". Профессионализм деятельности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью. Профессионализм личности рассматривается как качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных или личностно-деловых качеств, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на профессиональное развитие. Акмеология проводит сравнительные исследования профессиональной деятельности, рассматривает процесс деятельности как решение (интуитивное, сознательное, сверхсознательное) бесчисленного ряда репродуктивных и творческих задач. ............ |