Часть полного текста документа:Аксельрод Любовь Исааковна Аксельрод Любовь Исааковна [1868-] (литературный псевдоним - Ортодокс) - теоретик марксизма. Родилась в местечке Тунимовичи, Виленской губ., в раввинской семье. На 15 году жизни, попав в Полтаву, познакомилась с участниками революционного кружка, а с 16 примкнула к нелегальному движению. Первые революционные шаги сделала в Харькове, Мелитополе и Вильне, откуда эмигрировала в 1888 в Париж. К этому времени относятся ее первые литературные опыты - перевод нескольких рассказов Мопассана (напеч. в "Саратовском листке"). Из Парижа А. переехала в Швейцарию. В 1892 стала соц.-дем. В 1900 окончила Бернский университет со званием доктора философии. С этого времени началась кипучая литературно-научная деятельность А., переплетающаяся с активной революционной работой (сотрудничество в "Искре" и "Заре", лекции и доклады в эмигрантских колониях, организационная партийная работа). В 1906 А. вернулась по амнистии в Россию, продолжая работать в РСДРП и состоя членом нелегального ЦБ профсоюзов. В начале революции 1917 состояла членом ЦК меньшевиков, а затем членом ЦК и редакции "Единства". В 1920 была избрана профессором I Московского гос. университета, в 1921-1923 руководила семинарием по философии в Институте красной профессуры. А. - действительный член Института научной философии РАНИОН. С основания Академии художественных наук состоит руководительницей ее социологического отделения. Литературно-научная деятельность А. протекает главным образом в области философии Основные произведения А: "Философские очерки", "Против течения", "Критика основ современной буржуазной идеологии". В 1928 вышла книга А.: "В защиту диалектического материализма", суммирующая установку А. в ее полемике с Дебориным. Считая, что марксист должен развивать не только политическое, научное, но и эстетическое сознание массы, А. постоянно обнаруживала живой интерес к вопросам искусства и художественной литературы. Отличительная черта - спецификум - искусства, по А., - удовлетворение эстетической потребности человека. Исходя из этой предпосылки, она восстает против вульгарного применения социологического метода к объяснению искусства. Необходимый и чрезвычайно важный социологический анализ не должен однако затемнять специфического характера искусства, требующего и художественной оценки. При отсутствии этой оценки получается противоречащее марксизму упрощение. Против допускающих такого рода упростительский подход "марксистообразных" искусствоведов А. выступила в пока неоконченных очерках "Методологические проблемы искусства" ("Красная новь", 1927). В свою очередь А. старается в своих литературно-критических выступлениях отдать должное этим обоим, равно необходимым моментам - социологическому анализу произведения и его художественной оценке. Так она поступает в очерке "Мораль и красота в произведениях Оскара Уайльда" и в статьях о Л. Толстом. Уайльд (см.) в понимании А. - носитель неогедонистического аморализма, представляющего идеологию индивидуалистической, деклассированной интеллигенции. Писатель однако убедился, что такого рода миропонимание не может решить проблемы жизни даже для личности, находящейся на социальных верхах. Всесторонняя зависимость личности от общественной среды не может быть преодолена "сверхчеловеческим имморализмом". ............ |