План
Введение
Возникновение и развитие теории ценностей
Аксиологичские концепции в русской философии
Заключение
Литература
Введение В философской науке существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. Но в одном философы едины: каковы ценности, таковы и общество и личность. Не случайно проблема ценностей выступает на первое место в переходные периоды общественного развития.
Именно такое время переживает сегодня наше общество, с его нестабильностью, резкими социальными сдвигами, дезориентацией и дезинтификацией личности.
Все это находит свое выражение в процессе переоценки ценностей. При этом следует иметь в виду, что за отрицанием старых ценностей скрывается отрицание старых форм жизни общества и личности.
В современной литературе имеется множество подходов к пониманию ценностей, и каждый из них имеет право на существование, ибо он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение.
Ценности рассматриваются и как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека, и как идеал, и как норма. В целом ценность - это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.
Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей.
На ценностное восприятие и процесс формирования ценностей оказывают влияние все сколько-нибудь значимые факторы человеческого существования - биологические, социальные, психологические и т.д.
Их индивидуальное сочетание обуславливает личностный характер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей.
Возникновение и развитие теории ценностей
Аксиологию можно определить как философское исследование природы ценностей. [1]
Учение о ценностях, прежде чем сложиться в его современном виде, прошло исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой оно и формировалось.
В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии.
Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов, все ценности индивидуальны и относительны.
Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер.
Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений.
Аксиология как самостоятельная отрасль возникла в западной философии в конце 19 начале 20 века как попытка разрешить некоторые сложные вопросы философии, относящиеся к общей "проблеме ценности". ............