Часть полного текста документа:Аксиологические основы воспитания Определяя цели воспитания, К. Д. Ушинский писал, что наука не может подходить к определению целей умозрительно, вне реальной жизни: пределы воспитания уже даны в условиях душевной и телесной природы человека и в условиях мира, в котором человеку суждено жить. Особенно глубоко начинаешь понимать смысл этого утверждения Константина Дмитриевича, когда рассматриваешь воспитание человека как процесс становления его личностных ценностей. Такой подход к воспитанию стал возможен тогда, когда общественное сознание пришло к выводу, что в условиях быстроменяющегося общества становится невозможна внешняя детерминация поведения и деятельности человека, которая осуществляется через освоение им определенного комплекса правил, сложившихся в том социуме, в котором этот человек живет, и зафиксированных на уровне представлений. Как известно, изменение условий материальной жизни приводит к изменению норм ее организации. Высокий уровень развития цивилизации - к быстрой смене материальных условий, и в этом случае уклад жизни старшего поколения не может обеспечить разрешение жизненно важных проблем нового поколения людей. В такой ситуации задачей педагогической науки стало выявление той личностной структуры, которая бы смогла выполнить функцию внутренней детерминации поведения и деятельности людей, и внимание было обращено на систему личностных ценностей человека, к которой стали относиться как к предмету педагогического воздействия при реализации задач воспитания. Как известно из теории деятельности, характер средств педагогической деятельности (а к основным средствам в этом виде деятельности мы относим содержание образования и способ организации образовательного процесса) всегда определяется особенностями предмета этой деятельности. Только наиболее объективные знания о предмете педагогической деятельности позволяют нам наиболее точно подобрать содержание образования и определить способ организации образовательного процесса. Такие знания педагогика всегда черпала из гуманитарных наук, и, когда одной из задач образования стала задача становления ценностного мира человека, в число наук, тесно связанных с педагогикой, вошла аксиология - "философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам". Но следует признать то, что в настоящее время аксиология сама по себе не может разрешить всех проблем педагогической практики, так как она как самостоятельный раздел философии существует всего около ста лет. Поэтому, обращаясь к аксиологии, мы обнаруживаем и множество трактовок того, что такое ценности, и множество описаний особенностей становления ценностного мира человека. Выход из сложившейся ситуации видится в том, чтобы, во-первых, четко сформулировать те вопросы, ответы на которые нам необходимо получить от аксиологии, и, во-вторых, более тщательно искать эти ответы, знакомясь с различными точками зрения и опираясь на те положения, которые по своей сути являются общими для различных подходов. В проводимых нами исследованиях мы попытались найти ответы на некоторые вопросы, важные на начальном этапе построения системы воспитания, опирающейся на аксиологические основания. Анализ исследований М. ............ |