Часть полного текста документа:СОДЕРЖАНИЕ. Введение. 1. Общее понятие о подростковом возрасте и акцентуации характера. 2. Степень выраженности акцентуации характера. 3. Динамика развития акцентуации характера. 4. Классификация акцентуации. 5. Типы акцентуации характера и подростковые проблемы. Заключение. Акцентуации характера: зло или ...? Список литературы. ВВЕДЕНИЕ. Сегодня ни одно психологическое обследование не обходится без диагностики акцентуаций характера. Именно они, по мнению Л.Н.Собчик, помимо "ведущих тенденций " "составляют основной, устойчивый паттерн (рисунок) личности". Знание акцентуаций помогает человеку определить свои предрасположенности (в профессиональной деятельности, к алкоголизму и т.д.) и "сгладить углы" межличностных отношений. Необходимость выявления акцентуаций характера в подростковом возрасте тем сильнее, что это время считается наиболее сложным, критическим в развитии человека. Именно в этот период по данным статистики совершается наибольшее количество суицидов, противоправных действий, именно здесь часто формируются зависимости (наркотическая, алкогольная и т.д.). Акцентуация характера - это явление динамическое, зависимое во многом от сложившейся социальной ситуации. Различные акцентуации характера предполагают различные типы и методы воспитания1, в зависимости от чего они могут сгладить или заострить основные подростковые проблемы. Данное положение объясняет актуальность и важность постановки и разработки проблемы акцентуации характера у подростков, чему и посвящена нижеследующая работа. 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ПОДРАСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ И АКЦЕНТУАЦИЯХ ХАРАКТЕРА. Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, сенситивный и критический. Согласно взглядам Л.С.Выготского, подростковый возраст - это самый неустойчивый и изменчивый период. Ст.Холл в силу парадоксальности, анбивалентности и ряда противоречий в настроении и поведении подростка по праву назвал это периодом "бури и натиска". Содержание подросткового периода Ст.Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает "чувство индивидуальности. Действительно, ряд современных теорий сходится во мнении, что в детском возрасте характер еще не сформирован, видны лишь отдельные его черты2. Чаще всего эти черты характера заостряются в подростковом возрасте. Этому способствует как пубертатный кризис, так и отмеченная выше личностная нестабильность, на фоне которой интенсивно формируются личностные образования, в том числе характер. Черты характера, представленные у разных людей, проявляются по-разному: у кого-то ярко, у кого-то слабо и эпизодически. Об акцентуации характера говорят, когда отдельные черты чрезмерно усилены, "заострены". А.Е.Личко отделяет акцентуации характера от психопатии, определяя первые как "крайние варианты нормы характера, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к др.". То есть при акцентуации характера, его особенности, в отличие от психопатии, могут проявляться не везде и не всегда, обнаруживаясь только в определенных условиях. При акцентуации социальная адаптация нарушается только при ударах по, так называемым, "места наименьшего сопротивления". ............ |