Актуализация креативных способностей учащихся на уроках литературы через необычные средства представления учебного материала и включение учащихся в деятельность
учитель русского языка и литературы
МОУ «Джидинская СОШ»
Республика Бурятия
Поневчинская Валентина Петровна
Предисловие
В основу разработанного образовательного стандарта положен компетентностный подход в обучении как системообразующая дидактическая идея, которая определяет содержание и структуру стандарта. Под компетенцией подразумевается способность применять ЗУН в разнообразных ситуациях, наличие качеств, позволяющих человеку успешно социализироваться, в т.ч. и умений творческого характера (интуиция, воображение, смекалка, различные виды мышления, умение учиться).
Современная школа характеризуется смещением от знаниево-ориентированного к компетентностному, личностно ориентированному, деятельностному подходу в образовании. Это позволяет развивать и совершенствовать на уроках литературы ключевые, общепредметные и специфико-предметные компетенции: коммуникативную и рефлексивную, культуроведческую и ценностно-ориентационную, смыслопоисковую и читательскую и др. Новое время требует новых подходов.
Современные дидакты считают, что педагог должен организовать деятельность учеников таким образом, чтобы постоянно стимулировать мотивации к обучению. Учёные выделяют следующие мотивы: интерес и успешность, достижения и сотрудничество, соперничество и соревновательность.
При нетрадиционном творчески-реализованном типе обучения (классификация Г.А.Русских) познавательный интерес, мотивации к обучению развиваются на основе необычных средств представления учебного материала и включения учащихся в деятельность. При этом учитель изменяет способы организации учебного труда, опираясь на фантазию, игру, имитацию и т.п.
Формирование опыта творческой деятельности, для которой характерен «перенос» знаний из одной учебной ситуации в другую, осуществляется в процессе творческих заданий.
1. Учебная игра как основа творчества учащихся
Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности. Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной деятельности. В учебно-познавательной деятельности школьников на основе деятельностного способа обучения лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.
В настоящее время все новшества, вводимые в школе, касаются в основном изменений содержания учебных дисциплин, частных форм и методов обучения, не выходящих за рамки привычных технологий. Задача состоит в изменении условий обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне усиливающихся познавательных интересов и лишь по отношению к меньшей части из них, и то, как исключение, требовались бы меры побуждения.
Чтобы постичь, прожить, приобщиться к раскрытию, конструированию нужны особые формы обучения. Ведущей среди них является имитационная игра. ............