Введение
В настоящий период российское общество переживает период масштабной институциализации нормативных изменений, произошедших во время предшествующих социально-экономических реформ. В связи с этим возросла актуальность исследования процессов, влияющих на формирование современной российской социально-нормативной системы. При этом одним из неразрешенных вопросов в исследовании социальных норм является проблема социальной санкции и механизма обеспечения нормативного поведения в целом. Большинство исследователей, упрощая этот вопрос, распространяют на социальные нормы особенности действия норм правовых, как проявляющиеся в наиболее явной степени и, следовательно, более подробно исследованные. При этом в тени остается проблема изучения особенностей неформальной нормативности, одной из которых является характер действия санкций, обеспечивающих сохранение нормативного порядка.
Системно-комплексный подход к трактовке понятия «надзор за несовершеннолетним»
Детская безнадзорность - социально-правовое явление современного российского общества, представляющее собой результат от отсутствия или недостаточного надзора со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц. Между тем термин «надзор за несовершеннолетним», по результатам контент-анализа нормативно-правовой базы, касающейся защиты материнства и детства в РФ, употребляется редко. В основном, это документы, нормы которых устанавливают надзор (контроль) за деятельностью каких-либо государственных органов и учреждений, занимающихся защитой прав и интересов несовершеннолетних; либо документы, утверждающие перечень органов исполнительной власти, сфер и пределов их компетенции, в рамках которых они осуществляют функции по контролю и надзору. Например, в Федеральном Законе РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» в ред. от 21.12.2004 N 170-ФЗ в ст. 9, п.4 «надзор» рассматривается в качестве контроля за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка в образовательных учреждениях; а в Указе Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года «Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» (в ред. Закона РФ от 25.02.93 N 4549-1) «надзор» трактуется как мера воздействия на несовершеннолетнего. Таким образом, для более точной характеристики понятия «надзор за несовершеннолетним» необходимо прибегнуть к нормативно-правовым актам, регулирующим другие сферы жизнедеятельности общества. В нормативно-правовых актах по данной тематике найдено 8 случаев употребления этого термина, из которых только в двух случаях «надзор» рассматривается как обязанность родителей; в остальных шести «надзор» употребляется как принудительная мера воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетнего. Так, например, в Уголовном Кодексе РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2006) в ст. 156, 242.1 говорится о том, что отсутствие надзора со стороны родителей наказывается штрафом либо лишением свободы, однако при этом же показателей, по которым мы можем это определить, не имеется. В том же нормативно-правовом акте в ст. 90 говорится об исправлении поведения несовершеннолетнего в случае совершения им преступления путем применения принудительных мер воспитательного воздействия в виде передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих; а в ст.91. ............