Часть полного текста документа:АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАРКЕТИНГА За свою почти столетнюю историю как академической дисциплины1, маркетинг приобрел к настоящему времени черты логически последовательной, прозрачной и стройной области знаний экономики. К концу XX столетия по маркетингу опубликовано, по-видимому, самое большое количество монографий и учебных пособий в сравнении с другими важнейшими направлениями экономической науки. Это может быть объяснено, как огромным прикладным значением маркетинга, обеспечивающим экономистов-практиков конкретным инструментарием по разработке, продвижению и распространению товаров конечному потребителю; так и широкой открытостью маркетинга для внедрения передовых научных достижений, позволяющих экономистам-исследователям формировать новые, интересные алгоритмы маркетинговой деятельности. Для более легкого усвоения стройного алгоритма маркетинговой деятельности введено понятие "микс-маркетинг", включающее в себя "4Р" (Place, Product, Price, Promotion), который при добавлении таких основополагающих разделов маркетинга, как "Маркетинговые исследования", "Выбор целевого рынка" и "Стратегическое планирование маркетинга" представляет собой семь отдельных разделов (рис. 1) . На приведенном рисунке раздел "Продвижение" разбит на четыре вида продвижения товаров: рекламу, персональные продажи, стимулирование сбыта и формирование общественного мнения - вследствие особой практической значимости и разработанности именно этого раздела маркетинга. Следует также отметить цикличность маркетинговой деятельности, так как при практическом применении каждый раздел маркетинга может информативно обогащаться от результатов предыдущих разделов и, в свою очередь, являться основой для развития следующих разделов. Несмотря па видимую разработанность основных разделов маркетинга, более детальный научный подход позволяет выявить значительные пробелы в наших знаниях о возможностях данной экономической дисциплины3. Таким образом, целью настоящей работы является выявленние наиболее актуальных вопросов маркетинга, требующих более обоснованной и конкретной проработки в экономических исследованиях. Выявление проблематики Для выявления проблематики маркетинга целесообразно использовать В 1905 году В. Креузи прочел курс "Маркетинг товаров" в Пенсильванском университете США. Подобное деление маркетинга прослеживается во многих монографиях, см. например: Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990; Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг. - М.: Экономика, 1993; Основы предпринимательской деятельности / Под ред. В.М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 1994. Необходимость написания данной статьи обусловлена также практическим опытом автора по управленческому консультированию руководителей фирм. метод наложения последовательных этапов осуществления маркетинговой деятельности на упомянутые выше разделы. Этапами конкретной деятельности, по-видимому, могут быть: планирование, сбор данных, учет закономерностей, учет выявленных ранее эффектов, математическое и экономическое моделирование, а также оценка эффективности деятельности. Под закономерностями следует понимать долговременные и устоявшиеся тенденции причинно-следственных связей данного вида деятельности, а под эффектами - эмпирически выявленные, краткосрочные следствия конкретных практических действий. Деление на "математическое" и "экономическое" моделирование достаточно условно и продиктовано лишь степенью абстрагирования от реальных экономических посылок. ............ |