Часть полного текста документа:Актуальные вопросы применения устройств пожарной автоматики на объектах железнодорожного транспорта Е.С.Комев Система пожарной автоматики является одной из подсистем комплексной безопасности объектов железнодорожного транспорта. Она предназначена для обнаружения и ликвидации пожара, а также для управления при пожаре техническими системами по заранее заданному алгоритму. Необходимость применения систем пожарной автоматики на объектах железнодорожного транспорта продиктована, прежде всего, высокой степенью пожароопасности объектов, а также возможными тяжелыми последствиями от пожара, связанные с безопасностью людей (выхода из строя систем безопасности движения поездов), большими прямыми материальными потерями и потерями из-за сбоя графика движения железнодорожных перевозок. В настоящее время оборудование устройствами пожарной автоматики объектов железнодорожного транспорта регламентируется следующим документом: "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией". "Перечень" утвержден 11.09.2002г., с изменениями 21.10.2003г. № К1075у (в дальнейшем - "Перечень объектов"). В приведенном выше Перечне на основе анализа статистики пожаров и инженерной интуиции специалистов, в зависимости от функционального назначения помещений, категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности и площади регламентируется применение автоматических установок пожаротушения (АУПТ) или автоматических установок пожарной сигнализации (АУПС). В данном документе о развитии общероссийских норм НПБ 110-99 учтены особенности железнодорожного транспорта. Однако за период с 2002г. по настоящее время нормы НПБ 110-99, как и некоторые другие, были отменены, вместо них были приняты новые нормативы: НПБ 110-2003 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", НПБ 105-2003 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности", НПБ 1042003 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", НПБ 88-2001* "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования". Назрела необходимость разработки и принятия нового Перечня объектов, что продиктовано, прежде всего, новыми задачами и подходом к решению проблем пожарной безопасности, вытекающими из Федерального закона № 16ФЗ "О транспортной безопасности" и проекта №487983-4 Федерального закона "О техническом регламенте. Общие требования пожарной безопасности". Очевидно, что в новой редакции Перечня объектов необходимо пересмотреть концепцию подхода к решению задач внедрения систем пожарной автоматики с учетом современного развития техники. Кроме того, в действующих нормативных документах имеются противоречия и неточности, которые влияют на правильность выбора технических решений при проектировании систем пожарной автоматики. Прежде всего, это касается разночтений между Перечнем объектов и общероссийскими нормами НПБ 110-03. Так, например, в НПБ 110-03 п.20 оборудованию установками АУПТ подлежат независимо от площади и категории следующие помещения транспорта: электромашинное, ремонтное, аппаратные, тележечные, колесные разборки и сборки вагонов, электровагонные, подготовки вагонов и т.д. ............ |