Часть полного текста документа: Выполнил: Исупов Антон Юрьевич. Студент 1-го курса СПбТЭИ. г. Санкт - Петербург . 2004 год АЛЕКСАНДР I (1777-1825), российский император с 1801. В начале правления провел умеренно либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и М. М. Сперанским. Во внешней политике лавировал между Великобританией и Францией. В 1805-07 участвовал в антифранцузских коалициях. В 1807-12 временно сблизился с Францией. Вел успешные войны с Турцией (1806-12) и Швецией (1808-09). При Александре I к России присоединены территории Вост. Грузии (1801), Финляндии (1809), Бесарабии (1812), Азербайджана (1813), бывшего герцогства Варшавского (1815). После Отечественной войны 1812 возглавил в 1813-14 антифранцузскую коалицию европейских держав. Был одним из руководителей Венского конгресса 1814-15 и организаторов Священного союза. Александр I - один из крупнейших государственных деятелей Европы 1-ой четверти 19-го века - эпохи наполеоновских войн, европейских реставраций, революций, эпохи назревания в России масштабного антиправительственного заговора, вылившегося, в конце концов, в восстание 14 декабря 1825 года (восстание "декабристов"), эпохи нарастания кризиса крепостного хозяйства и консолидации дворянства, со страхом и ненавистью воспринимавшего всякие разговоры о реформировании государственного устройства России, ограничении самодержавной власти, ликвидации крепостного права в стране. АЛЕКСАНДР I [12 (23) декабря 1777, Петербург - 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог], российский император (1801-25), первенец великого князя Павла Петровича (позднее император Павел I) и великой княгини Марии Федоровны. Детство и образование. Александр I рос практически вне семьи, вне материнской ласки т.к. Екатерина повторила поступок Елизаветы она, по существу, отобрала сына у родителей, определила ему жить в Царском Селе, подле себя, вдалеке от родителей. Бабкины восторги не могли заменить ему настоящее семейное гнездо, а это в свою очередь, не могло не отразиться на формировании характера будущего императора. Екатерина боготворила внука; по её настоянию он был назван в честь Александра Невского, который был его святым; она усердно занималась его воспитанием, сама составила для него "Азбуку", в которой были не только даны конкретные указания его воспитателям, но и заложены принципы самого воспитания. Трудно не признать, что эти принципы были сформулированы проницательным, широким и свободным умом. Воспитание Александра I было основано на принципах естественности, разумности, свободы человеческой личности, нормального здорового быта. В воспитатели к Александру по рекомендации Д. Дидро был приглашен швейцарец Ф. Ц. Лагарп, республиканец по убеждениям. Великий князь рос с романтической верой в идеалы Просвещения, сочувствовал полякам, лишившимся государственности после разделов Польши, симпатизировал Великой французской революции и критически оценивал политическую систему российского самодержавия. Екатерина II заставила его прочитать французскую Декларацию прав человека и гражданина, и сама растолковала ему ее смысл. Вместе с тем в последние годы царствования бабки Александр находил все больше несоответствий между декларируемыми ею идеалами и повседневной политической практикой. В Гатчине Александр впитывал дух военщины, муштры, парадомании, порядка, педантичности, что так не гармонировало с либеральными идеями Царскосельского воспитания, что приводило его к душевному разлому, к необходимости уже в раннем возрасте примирять непримиримые вещи. Большим потрясением для Александра, несомненно, стала попытка Екатерины передать ему престол в обход законного наследника Павла Петровича. ............ |