Часть полного текста документа:Александр Андреевич Иванов и его картина "Явление Христа народу" Розанов В. В. В нынешнем году 16 июля исполнилось сто лет со дня рождения А. А. Иванова, творца "Явления Христа народу" - картины, хранящейся в Московском Публичном Румянцевском музее. Многочисленные этюды к ней, из которых некоторые сильнее частностей самой картины, находятся в отдельном помещении Третьяковской галереи. Таким образом, Москва владеет почти всем художественным наследством, оставленным замечательнейшим из наших живописцев,- даже, по мнению некоторых, величайшим. В Эрмитаже и в собрании М.П.Боткина находятся только первые, почти ученические, работы художника на заданные темы. "Беллерофонт отправляется в поход против Химеры" и др. подобные на классические и на библейские или скорее псевдо-классические и псевдобиблейские сюжеты. Из последних назовем: "Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона". Читатель нашего времени сразу поймет, что художнику при выборе таких тем, и еще хуже - при даче их не оставалось ничего, как рисовать одежды, обстановку, кусочки страны, иногда не виденной и знакомой лишь по атласам, т. е. так и иначе комбинировать атласы-же, разрисовывать до известной степени красками по топографическим контурам этих атласов! и - больше ничего!!! "Сон фараона", "истолкование сна" - какая каббалистика!!! Надо быть каббалистом или по крайней мере русским суевером,- прожить годы, провести юность где-нибудь среди вотяков, видя их языческие жертвоприношения,- по крайней мере провести время, и немалое, среди цыган и цыганок, чтобы почувствовать эту жадность к волшебству и испытать ту неуверенную колеблющуюся психологию, которая ищет "в теперешнем" знаков "будущего"... Без этого ученик Академии, в Петербурге, на рациональном Васильевском о-ве, что мог нарисовать на данную тему, кроме... одежд, фигур, фигур феллахов, для чего-то введенных в темницу? - и для сведения и доказательства, что все это происходило "в Египте", поместить гденибудь уголок пирамид и обелисков... Несбыточность и невозможность, как "Юрий Милославский" под пером петербургского чиновника Загоскина, или как "Джулио Мости", "драматическая фантазия с интермедией", Кукольника. Но такие были времена, что мы срисовывали, копировали, а не творили. "Срисовывали" целые категории явлений, так сказать, целые "провинции" великого царства искусств, наук, цивилизации... Вот "оды" - без восторга, "сатира" - без злости, "театр" - без какой-нибудь необходимости что-нибудь и кого-нибудь представлять: все вообще и в целом "Беллерофонт, поражающий Химеру" - под кистью петербургского начинающего художника, которому ни до Беллерофонта, ни до Химеры дела нет, а есть дело до его экзаменаторов, строго посматривающих на ученическую работу "начинающего"... Перевернем обратно и вообразим египтян - рисующих "Слушателя у телефона", ассирийца - ваяющего "Русского протодиакона" или китайцев - изображающих "Конспиративную квартиру на Садовой улице"... Гадость и ненужность! Такая же и подобная гадость и ненужность продержалась у нас сто лет и рухнула как балаган... Иванов темою "Явление Христа народу" соединил этот падающий балаган академических заказов с зарождающимся движением к воплощению в искусстве простого, естественного, живого и действительного. Он взял подлинную веру, свою и народную, но взял ее не в живом моменте своей или виденной молитвы, а - в отвлечении и обобщении, отнеся к объекту, более которого не может быть: "Мессия перед народом", "первое явление Христа народу"... ............ |