Часть полного текста документа:Александр Безыменский Г. Лелевич Безыменский Александр Ильич (1898-) - современный пролетарский поэт, родился в гор. Житомире. В 1916 окончил гимназию во Владимире и поступил в Киевский коммерческий институт. С 1915 - в социалистическом кружке, с 1916 - член большевистской партии. Активный участник Октябрьского переворота в Петрограде. В 1918 -первый организатор союзов молодежи Владим. губ., участник первого Всероссийского съезда комсомола и член первого ЦК РКСМ. В 1919-1920 - лектор политграмоты во Владимире и Казани. С 1921 - в Москве. С 1922 - один из активных руководителей организованного пролетарского литературного и напостовского движения. Один из основателей группы "Октябрь" и МАПП; в 1923-1926 - член правлений МАПП и ВАПП, ближайший сотрудник "На посту". После раскола напостовства, в 1925 году, примкнул к старо-"напостовскому" меньшинству. Первое литературное выступление Б. в 1918, в органе Владимирского комсомола. Первая книжка - повесть в стихах "Юный пролетарий" (Жизнь Мити) - явно реалистична и эпична; фабула - как рабочий-подросток стал комсомольцем. Однако героико-романтический характер пролетарской поэзии эпохи гражданской войны неизбежно повлиял и на реалистическое творчество Б. Следующие книги - сборники стихов - "Октябрьские зори" (1920) и "К солнцу" (1921) - отличаются всеми признаками поэзии "Кузницы". В 1922, в дни острейшего кризиса революционной романтики "Кузницы", Б. выступил зачинателем и художественным лидером нового поколения пролетарских поэтов, открыл новую главу истории пролетарской литературы. Революционной романтике М. Герасимова и В. Кириллова Безыменский противопоставил поэзию строительных будней революции. Его стихи "Только тот наших дней не мельче, Только тот на нашем пути, Кто умеет за каждой мелочью Революцию мировую найти" были лозунгом всего нового поколения пролетарских писателей. Рисуя строительные будни, Б. отчетливо вскрывает острейшую классовую борьбу, развертывающуюся "в обыденщине экономической". В состязании папиросников-моссельпромщиков и частника, в борьбе за влияние в домкоме, в борьбе за жилплощадь и т. д. Б. видит и "славит" все ту же "войну всемирную" "На каждом фронте мы в окопах Великой классовой войны". Для Б. характерно также умение художественно увязывать любое будничное строительное дело с перспективой международной победы пролетариата. Поэзия Б. дышит бодростью и оптимизмом, но эта бодрость не вырождается в обывательское самодовольство, умиротворение и бюрократическое самоослепление. Не многие пролетарские поэты умеют так чувствовать все трудности и всю сложность нашей борьбы, как Б. Неоднократно обрисованные Лениным основные противоречия социалистической революции в отсталой и безграмотной аграрной стране нашли в творчестве Б. яркое и полное образное выражение. Ряд стихотворений и поэм ("Груз", "Пути-дороги" и др.) разрабатывает эту тему. Азиатчина, обломовщина, разгильдяйство, хамство, канцелярщина и так дал. - спутники отсталости - находят в Б. непримиримого врага и беспощадного сатирика. Он умеет резко противопоставлять пролетарский лагерь мещанскому окружению. В художественных зарисовках родственников ("Портрет", "Партбилет", "Однофамильцы"), в картинах уездного мещанского быта ("Городок", "Идиллия тов. ............ |