Александр Александрович с детства знал, что ему не суждено стать царем, и не испытывал по этому поводу никаких сожалений. Он начисто был лишен амбициозных черт характера, которые могли бы хоть на минуту уязвить самолюбие. Более того, ему претила сама мысль о возможности сделаться венценосцем именно по складу характера: он был человеком, любивший уединение и простые занятия, всю жизнь с трудом переносил официальный церемонии, тяжелые кандалы придворного этикета. Александр ни с кем не говорил об этом, только с Никсом, который понимал его, так как тому – то выпал как раз царский жребий. У Никса наставником состоял « мудреный сединами» граф С. Г. Строганов (1794-1782). Ранее он был попечителем Московского учебного округа, а затем московским генерал – губернатором. Это был блестяще образованный аристократ (учился в университетах в Германии и во Франции), объехавший « весь мир», и перечитавший библиотеки книг. При дворе он заслужено считался одним из самых знающих людей, а император Николай не раз уважительно называл его « теоретиком» , хотя никогда не питал расположения к «умничавшим». Симпатию граф вызвал у цесаревича Александра Николаевича, и когда тот в 1885 году стал императором, позиции Строганова лишь укрепились; 8 сентября 1859 он назначен попечителем старшего сына, Цесаревича Николая Александровича.
Некоторые дивились тому, что при своей образованности и уме Строганов оставался стойким консерватором. Такие взгляды в конце 50-х – начале 60 – х годов XIX века не соответствовали модным среди аристократии настроениям. Граф же не разделял увлечения столичного бомонда и говорил с издевкой, что слишком стар и опытен, чтобы « гоняться по парижской панели за конституциями».
Наставник считал, что цесаревичу не надо навязывать традиционные ценности, считал, что следует их постепенно раскрыть, наглядно убедить, сделать так, чтобы сам отрок дошел до понимания характера власти в России, осознал особые черты устройства общественной жизни в империи.
Строганов стал пользоваться невиданным при обучении царских детей приемом. Сначала приглашал одного профессора прочитать лекцию о пользе конституции, затем, чрез несколько дней – другого, утверждающего обратное – невозможность применить к условиям России конституционные формы правления, объяснявшего причины, приводившего аргументы. Сравнивая, сопоставляя, размышляя цесаревич сам должен был разобраться. При помощи графа Строганова Николай Александрович постигал сложную премудрость и к своим двадцати годам не сомневался, что конституция и парламент – вещи для России в обозримом будущем неприемлемые .
Николай Александрович усвоил с малолетства, что грядущее предназначение – управление Россией – требует знаний и навыков основательных. По этой причине, хотя был самолюбивым и обидчивым не пропускал мимо ушей критику и советы, даже когда они и не нравились. Однако готов был выслушивать подобное из уст лишь тех, кому полностью доверял и уважал их за ум и образованность. Каждый день когда не были в разлуке, беседовал с братом Сашей - первым и верным другом .
Александр был моложе Николая на полтора года. В силу этого , как и по причине своей « второродности » , знал меньше своего брата.
Охранительное самодержавие . Император Александр III (1845-1894)- вступил на престол в 1881 г. ............