Часть полного текста документа:Алексей Курбановский \"Мертвая рука\". Некрофизика и метафизиология в творчестве Михаила Шемякина. АЛЕКСЕЙ КУРБАНОВСКИЙ МЕРТВАЯ РУКА Некрофизика и метафизиология в творчестве Михаила Шемякина В конце 1995 года ряд выставок художника М.М.Шемякина состоялся на крупнейших экспозиционных площадках обеих российских столиц: его живописные, графические и скульптурные произведения были представлены в С.-Петербурге - в Центральном выставочном зале (Манеже) и Эрмитаже, а в Москве - в Третьяковской галерее и Большом театре. Это знаменовало определенную нравственную победу автора: тридцать лет назад он участвовал в разгромленной властями предержащими самодеятельной выставке в Растреллиевской галерее Зимнего дворца. В 1971 году Шемякин вынужденно покинул СССР и обосновался в Париже, а с 1981 года живет в Нью-Йорке, пользуясь и коммерческим, и критическим успехом. Михаил Шемякин (р. 1943), один из наиболее заметных "артистических диссидентов", начинал свою творческую карьеру в Ленинграде. В конце 50-х он учился в средней художественной школе при Институте имени И.Е.Репина, а в 60-е годы вместе с живописцами О.Лягачевым, В.Ивановым, О.Есауленко, А. Васильевым, А. Макаренко создал группу "Санкт-Петербург", разработав метод и программу "метафизического синтетизма"1. В сочиненном ими манифесте утверждалось искусство высокой духовной интенсивности, обладающее сложным символическим "посланием", ориентирующееся на вечные, сакральные ценности: "Икона есть наиболее полная и совершенная форма откровения Красоты в мире, - декларировали художники. - Все усилия метафизических синтетистов направлены к созданию новой иконической живописи. От картины - к иконе"2. Обращение к иконе в условиях советской действительности рубежа 60-70-х годов было, разумеется, свидетельством философско-эстетического "вольнодумства" - но и отраженьем определенного типа артистического дискурса. Оно вписывается в общий "ретроспективизм", интерес к архаическим и "модифицированным" стилям - так называемое "искусство памяти", возникшее как реакция на угрюмо-напыщенный пафос "сурового стиля" 60-х годов, который к тому времени приобрел официальный статус 3. Вспомним, что по самому определению древнерусская икона есть воплощенный Логос, она демонстрирует примат сверхчувственного Слова над изображением, Идеи - над способностью художника выразить ее. Подобный "логоцентрический" подход представляется свойственным всему творческому мышлению М.Шемякина, диктующим как сюжетику произведений, так и формальные особенности его стилистики. Во вступительной статье к каталогу московской выставки Шемякина, состоявшейся в 1989 году, профессор Сан-Францискского университета Жан Одижье писал: "...Его 'мгновенная импровизация' - это развивающийся диалог между линией, только что проведенной и той, что вот-вот появится. При всем при этом импровизация линий контролируется и направляется общим замыслом; то, что получается в результате, отражает, по словам самого художника, 'ни с чем не сравнимое интеллектуальное переживание'. В 'Диалогах' Платона Сократ, неотступно следуя логике дискуссии, остается тем не менее ее направляющим элементом."4 Запомним и уровень философских ассоциаций, и как бы мимоходом подчеркнутый критиком логоцентризм: в самом деле, Шемякин-художник неизменно рассказывает, "проговаривает" свои вещи, полагается на утонченные литературные аллюзии. ............ |