Часть полного текста документа:Алгоритм определения перечня специальных квалификационных характеристик (компетентностей) Водянников Максим Геннадьевич, учитель информатики МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 37" г. Омска, Почетный работник общего образования РФ Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года поставила перед образовательной школой ряд задач, одна из которых - формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся [3]. Такой подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает умение педагога составлять ориентировочную основу деятельности - совокупность сведений о деятельности, которая включает описание предмета, средств, целей, продуктов и результатов деятельности [6]. Интересно, что такое умение с полным правом можно отнести к ключевым компетентностям, так как оно требует последовательного осуществления трех этапов принятия решения - основной задачи любого работника: анализа проблемы, постановки задачи и построения описательной и формализованной модели [7]. Алгоритм создания ориентировочной основы деятельности и определения перечня специальных квалификационных характеристик (компетентностей) государственных служащих можно найти в Послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 25 апреля 2005 года. Президент провел анализ зарождения новейшей российской истории с целью раскрытия "глубинного смысла ценностей свободы и демократии, справедливости и законности". Среди основных направлений деятельности, Президент выделил центральное - меры по развитию государства, которое еще не в полной мере эффективно. Создание эффективного государства - одна из частных задач, сформулированных в Послании, и направленных на решение главной политико-идеологической задачи: "...развитие России как свободного, демократического государства" [1]. Известно, что "...моделирование означает материальное или мысленное имитирование реально существующей (натуральной) системы путем специального конструирования аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы" [8]. Классический пример моделирования по аналогии находим в Послании Президента: "Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой замкнутую и подчас просто надменную касту, понимающую государственную службу как разновидность бизнеса. И потому задачей номер один для нас по-прежнему остается повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению" [1]. Президент выделил отличительные признаки недобросовестной части бюрократии: замкнутость и надменность, коррумпированность и неэффективность, безответственность и непрофессионализм, умение "...потреблять достигнутую стабильность в своих корыстных интересах" и использование "...появившихся у нас, наконец, благополучных условий и появившегося шанса для роста не общественного, а собственного благосостояния", всё большего отрыва от интересов общества и нежелание слышать запросы людей. ............ |