Часть полного текста документа:Альтенберг Петер Е. Гальперина Альтенберг Петер [Peter Altenberg, 1859-1919] (псевдоним Рихарда Энглендера) - австрийский писатель, типичный представитель венской литературной богемы; известен в Австрии и Германии столько же своими произведениями, сколько и образом жизни, характерным для людей его круга. Творчество А. - яркий образчик литературного импрессионизма (см.) в его австрийском преломлении. Оно относится к позднему периоду молодой Вены и отмечено вырождением импрессионизма. Все произведения А. представляют собой единое целое, ряд сборников, набросков, объединенных единством тем, настроений и композиции. Таковы его сборники: "Как я это вижу" (Wie ich es sehe, 1896), "Что мне приносит день" (Was der Tag mir zutragt, 1900), "Prodromos" [1905], "Сказки жизни" (Die Marchen des Lebens, 1907, русск. перев., 1908), "Избранное" (Die Auswahl, 1908), "Земмеринг" (Semmering, 1912), "Feschung" [1914] и "Nachfeschung" [1916] и посмертный "Сумерки жизни" (перев. на русск. яз.). Основной принцип творчества А. - его крайний, до логического конца доведенный субъективизм. А. - вполне асоциален. У него типичное мироощущение оторванности от окружающего мира, осознание своей обособленности. Оно приводит А. к утверждению независимости своих взглядов, к отрицанию общественно-принятого, каких бы то ни было этических норм. Однако это отрицание, не имея подлинных положительных корней, идет по линии наименьшего сопротивления - выявления в парадоксах. Отрицание общества сводится к его эпатированию. Но даже и в этих пределах А. не претендует на роль учителя. Ему не свойственна активная, волевая направленность. Скептицизм А., окрашивающий все его творчество, носит печать пассивности и усталости. По существу А. - меланхолик, его недовольство неизменно приводит к подчинению судьбе. Мироощущение А. не только не волевое, но и не интеллектуальное - оно по преимуществу эмоционально. Отношение А. к миру выявляется не столько в мыслях, сколько в настроениях. Творчество А., как и весь поздний импрессионизм, носит на себе печать декадентского вырождения мелкобуржуазных слоев Австрии и Германии на рубеже XIX и XX вв. У А. эти моменты носят более подчеркнутый характер. Привносится анархичность, беспринципность, страсть к "эпатированию" буржуа, к парадоксальной философии. Отворачиваясь от действительности, капризно пренебрегая ею, этот импрессионист и упадочник в сущности так же примиряется с нею, как высмеиваемые им обыватели. А. культивирует сознательный самообман, характерный для мелкой буржуазии, вытесняемой из жизни и бессильной изменить ее по-своему. Все эти черты типичны для богемы того поколения, к которому принадлежал А., как специфической социальной группы, с неустойчивостью и поверхностностью мироощущения. Поверхностная эмоциональность А. - причина крайней узости его тематики. Это - или легкие наблюдения окружающей среды, или - чаще всего - внутренние "наблюдения" - лирические настроения - размышления. Описания у А. часто не самоцель, а символы внутренних состояний. Его размышления группируются гл. обр. вокруг двух тем - взаимоотношений художника и общества и мира женской психики. Внешняя тонкость его парадоксов не спасает его однако от поверхностности. Бессилие мысли А. и беспринципность делают его неспособным к творческому осознанию мира в закономерной системе образов. Разорванные отдельные восприятия и настроения являются у А. ............ |