Часть полного текста документа:Министерство образования и науки Украины Таврический Национальный Университет им. Вернадского Анаксагор Студента группы 301-и математического факультета Степанова Сергея Сергеевича Симферополь 2002 Содержание 1. Жизнь и деятельность 2. Космогония и космология 3. Основные принципы теории материи 4. Разум и организация космоса 5. Литература Жизнь и деятельность. Анаксагор родился около 500г. до нашей эры в Клазоменах - небольшом, но в то время процветавшем приморском городке малоазийской Ионии. Отец Анаксагора Гегесибул (или Евбул). Уже в раннем возрасте у Анаксагора пробуждается интерес к научным изысканиям и равнодушие к практической деятельности. По этому он оставляет все имущество ближайшим родственникам и покидает Клазомены. Через некоторое время Анаксагор и там обосновывается. Афины бывшие до этого родиной государственных деятелей, законодателей, полководцев, обрели, наконец, первого крупного философа. Ученик Анаксагора, Архелай, был уже коренным афинянином; таким образом, Анаксагора можно считать основоположником афинской философской школы, давшей впоследствии миру многих блестящих мыслителей, и конечно, Платона и Аристотеля. Анаксагор вскоре занимает заметное место в духовной элите города, благодаря дружбе с вождем демократической партии Периклом. Вторая жена Перикла, знаменитая Аспасия, женщина умная и образованная, сгруппировала кружок выдающихся представителей тогдашней афинской интеллигенции, включавший трагика Еврипида, скульптора Фидия и др. К этому кружку относился и Анаксагор, оказавший большое влияние на Еврипида, что видно из некоторых произведений последнего. К концу 30-х годов V века до нашей эры, когда положение Перикла в качестве главы государства стало менее прочным, были возбуждены судебные преследования близких ему лиц. Анаксагор обвинялся в безбожии и распространении учений о небесных светилах. Философу грозил смертный приговор, но при содействии Перикла он тайно покидает Афины. Последние годы Анаксагор проводит в Лампсаке - богатом торговом городе на берегу Геллеспонта. Умер он в 428г. до нашей эры Еще в Клазоменах Анаксагор мог без труда разыскать и прочесть сочинения знаменитых милетцев - Анаксимандра и Анаксимена. В центре внимания молодого Анаксагора оказалась проблематика анаксименовского сочинения. Это была космологическая проблематика; точнее говоря, это было учение о происхождении и структуре космоса, рассматриваемого как нечто целое. Анаксагор любил наблюдать за ночным небом и светилами с вершины мыса Миманта. Отношение Анаксагора к ночному небосводу имело, скорее, эстетический характер. Недаром существует рассказ, что, будучи спрошен, ради чего лучше родится, чем не родится, Анаксагор ответил: "Чтобы созерцать небо и устройство всего космоса". Космос поражал Анаксагора совершенной разумной организацией, которая, как ему представлялось, не могла быть результатом действия слепых, беспорядочных сил. В мире должно существовать некое организующее и упорядочивающее начало, которое приводит в действие весь ход мирового процесса и определяет устройство космоса как единого развивающегося целого. Впоследствии он обозначил это начало термином nous, то есть Разум. Из слов Плутарха следует, что Анаксагор обосновал падения небесных тел. ............ |