Аналитические способы отображения действительности в журналистике
Курсовая работа
Аналитическая журналистика - одна из сред интеллектуально-политического ландшафта. И, возможно, один из критериев цельности идейно-политического поля - способность "аналитиков" видеть в нем свое место. Для начала разберемся, что же представляет из себя аналитическая журналистика. Вот, что об этом говорят известные эксперты в этой области. Борис Межуев (заместитель главного редактора журнала "Космополис"): Типологическая особенность аналитической журналистики, как следует из самого названия, - способность аналитически, т.е. рефлексивно подходить к излагаемому материалу, не только сообщать факты, но и анализировать их. К сожалению, ничего иного это понятие не содержит. Мне кажется, более интересен вопрос о жанре, который я рискнул бы назвать "интеллектуальной журналистикой", и который, насколько мне известно, совершенно не представлен в отечественных СМИ. Это журналистика, описывающая и анализирующая жизнь идей в современном обществе, или, употребляя другие термины, функционирование интеллектуальных сетей. Такого рода специфический аналитический продукт у нас практически полностью отсутствует, что объясняется влиянием узко-экономической аналитики в сочетании с оперирующей количественными данными социологией. Это приводит к тому, что широкий читатель лучше ориентируется в экономической, чем в идейной жизни общества.
Андрей Кобяков (заместитель главного редактора журнала "Русский предприниматель"): Аналитическая журналистика - это совершенно самостоятельная сфера. Она, конечно, на грани с публицистикой. Но тем не менее представляет собой отдельный жанр. Серьезная журналистика в идеале должна быть аналитической.
Максим Шевченко (главный редактор журнала "Смысл"): Аналитическая журналистика - это высший стиль журналистики. Ее критерии универсальны во всем мире. Во-первых, это качество интеллекта журналиста, способность соотносить происходящее с существующим проблемным пространством, с историей. Во-вторых, владение речью. Сложные мысли должны выражаться просто. Журналист не пишет для экспертов. Размеры его аудитории не ограниченны, и в идеале любой человек, умеющий читать, должен понять то, о чем хотел сказать журналист. В-третьих, важна личная смелость журналиста, он не должен бояться идти наперекор начальству, не должен называть черное белым. Он не может врать. Когда журналист врет, это уже не журналистика, а политтехнология, которую я считаю - антижурналистикой. В-четвертых, важно самое наличие пространства, в рамках которого журналист имел бы свободный доступ к информации. Меня впечатляет, как работают западные коллеги. По любой проблеме они составляют полное пространство мнений. После настоящего экспертного опроса аналитический журналист способен писать на любую тему.
Существуют издания, специализирующиеся на аналитической журналистике, а также те, в которых аналитическим жанрам отводятся специальные рубрики.
В наилучшем положении - аналитические еженедельники, среди которых выделяется "Эксперт", оказавшийся фактически лидером "аналитической журналистики", на мой взгляд, в значительной мере благодаря упорному нежеланию популяризироваться. ............