БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
на тему:
«АНАЛИЗ ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»
МИНСК, 2009
Институциональные условия функционирования малого бизнеса
на современном этапе
Законодательство, регулирующее создание и осуществление малого бизнеса, является одним из главных факторов, определяющих его развитие в той или иной стране. Конечно, уровень развития страны, макроэкономическая стабильность, платежеспособность населения, налоговая нагрузка играют тоже важную роль. Однако сами процедуры создания частного бизнеса и их стоимость, получение различных разрешений (лицензий, сертификатов и пр.), регулирование цен на готовую продукцию и ставок аренды и т.д. – все это во многом предопределяет динамику и интенсивность ведения бизнеса в стране.
Одна из белорусских особенностей в этой сфере - противоречивость и нестабильность нормативных актов, регламентирующих осуществление предпринимательской деятельности, принятие их «задним числом», дороговизна исполнения всех необходимых процедур, сложности законодательства при одновременном присутствии множества государственных проверяющих организаций и высокие штрафы.
В последнее время органы государственного управления периодически декларируют усиление деятельности, направленной на стимулирование развития предпринимательства в Беларуси. С этой целью в 2007 - первой половине 2008 гг. принято множество документов, регламентирующих создание и ведение бизнеса в стране. Эти нормативные акты содержат как положительные, так и негативные моменты. Ниже предлагается анализ основных изменений, касающихся процедур регистрации, лицензирования, маркировки, налогообложения и ценообразования.
Регистрация
В течение 2007 - первой половины 2008 гг. принято около 30 актов законодательства, которые в большей или меньшей степени дополняли или, как принято говорить, «совершенствовали» процесс регистрации предприятий. Даже в основной документ [5], который утвердил Положение о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, изменения и дополнения вносились 4 раза.
Прежде всего, они касались отдельных видов субъектов осуществления предпринимательской деятельности: рекламной деятельности, деятельности модельных агентств, подготовки моделей (демонстраторов одежды), а также организаций, которые относятся к субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. Это фонды и общественные объединения, процедура регистрации и функционирования которых поменялась в связи с принятием новых законов [9, 35], регламентирующих их деятельность.
В результате изменения законодательства почти на 2 месяца был приостановлен прием документов на регистрацию фондов. Все фонды, созданные до вступления в силу настоящего указа, обязаны были до 1 февраля 2008 г. привести уставы в соответствие с этим указом и представить документы для государственной регистрации изменений и/или дополнений, вносимых в уставы, в местные исполнительные и распорядительные органы. Общественным объединениям, союзам (ассоциациям) общественных объединений необходимо было в течение одного года обеспечить приведение учредительных документов в соответствие с действующим законодательством. ............