Финансы - экономический инструмент, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Совокупность финансовых отношений национальной экономики образует финансовую систему государства.
Централизованные финансы - это государственная бюджетная система, государственный кредит, специальные внебюджетные фонды, фонды имущественного и личного страхования. Они используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом.
В рамках централизованных финансов рассмотрим государственную бюджетную систему РФ. Прежде всего, бюджет это роспись доходов и расходов государства на определенный срок, иными словами, это финансовый план государства, сопоставляющий ожидаемые расходы и доходы.
Ведущим звеном государственной бюджетной системы является государственный (федеральный) бюджет – основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Именно с его помощью государство осуществляет в основном территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта (до 40 процентов национального дохода).
Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Обратное явление - профицит бюджета - означает превышение доходов бюджета над расходами.
Долговое финансирование дефицита в мире распространено очень широко. Под государственным долгом в общем случае понимается величина накопленного бюджетного дефицита, которая была покрыта путем выпуска и размещения долговых обязательств. Таким образом, государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств исполнительных органов власти перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
1. Динамика трансформации дефицита федерального бюджета в профицит.
Рассмотрим динамику с 1997 по 2007г.
Таблица 1.
год 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 доходы 3,43 3,26 6,15 11,3 15,9 22,0 24,2 34,2 51,2 62,7 76,8 расходы 4,36 4,72 6,69 10,3 13,2 20.5 23,5 27,4 35,0 42,8 59,8
дефицит(-)
профицит(+)
-0,9 -1.5 -0,5 1,0 2,7 1,5 0,7 6,9 16,2 19,9 17,0
На основании таблицы 1. построим диаграмму 1.
Диаграмма 1.
Источник: Росстат.
Вывод:
На основании выше приведенных таблицы и графика можно сделать следующий вывод: дефицит бюджета наблюдался до 1999г, начиная с 2000г дефицит постепенно трансформировался в профицит. Этому способствовали следующие причины.
Во-первых, рост налоговых доходов (см. таблица 2, диаграмма 2).
Динамика исполнения федерального бюджета по доходам
Рассмотрим динамику доходов и ее исполнение за период с 1997 по 2007г.
таблица 2.
год налоговые доходы неналоговые доходы доходы целевых бюджетных фондов ЕСН 1997 82,2 5,6 12,2 1998 84,6 6,6 8,8 1999 82,8 8 9,2 2000 85,2 6,6 8,2 2001 91,6 7,5 0,9 2002 79,6 7 0,7 15,4 2003 78,5 6,8 0,6 14,1 2004 65,9 4,7 9,3 20,1 2005 74,4 5,1 6,4 21,7 2006 83,5 6,4 8,2 23,6 2007 81,6 5,2 7,8 23,1
диаграмма 2. ............