ТЕМА
Анализ факторов, определяющих равновесие потребителя и его реакцию на изменение цены и дохода
Содержание
Введение
РАЗДЕЛ 1. Равновесие потребителя
1.1. Множество допустимых возможностей потребителя. Бюджетная линия
1.2. Оптимум потребителя
РАЗДЕЛ 2.
2.1 Реакция потребителя на изменение дохода
2.2 Реакция потребителя на изменение цен
2.3 Кривые Энгеля
Заключение
Литература
Введение
Посетив любой рынок, мы чувствуем, что суть рыночного процесса – купля-продажа товара. Главными действующими лицами здесь являются продавцы и покупатели. Поэтому понять закономерности работы рынка можно, только разобравшись в том, чем руководствуются на рынке покупатели и к чему стремится продавец.
Вопрос устройства рынка волновал ученых с давних времен. Еще в 1776 году, когда была подписана Декларация о независимости, в Англии была опубликована одна из самых важных книг нашего времени – «Исследование о природе и причинах богатства народов». Она принесла своему автору Адаму Смиту титул «отца экономики».
Смит отошел от принципиальных взглядов своего времени. С точки зрения Смита, богатство нации создается в процессе производства, и не только сельскохозяйственного.
Центральная идея учения Смита заключалось в том, что экономика будет функционировать лучше, если исключить ее функционирование государством. В этих условиях экономический эгоизм будет заставлять предприятия выпускать продукты, нужные покупателям, и делать это по максимально низкой цене. Они будут делать это, думая не о благоденствии общества, а пытаясь превзойти своих конкурентов и получить максимум прибыли. Но этот эгоизм принесет пользу всему обществу тем, что обеспечит больше товаров и услуг лучшего качества и по более низким ценам.
Для объяснения, почему все общество выиграет, если экономика будет свободна от регулирования, Смит использовал метафору «невидимой руки».
«Каждый отдельный человек старается употребить свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он не имеет ввиду содействовать общественной пользе, а преследует лишь собственный интерес. Однако при этом, как и во многих других случаях, он невидимой рукой направляем к цели, которая совсем не входила в его намерения.
Преследуя свои собственные интересы, он неизбежно предпочитает такие действия, которые наилучшим образом служат интересам общества». «Невидимой рукой» Адам Смит именовал те экономические силы, которые мы сегодня называем спросом и предложением.
Раздел 1
1.1 Множество допустимых возможностей потребителя. Бюджетная линия
Рассмотрим множество возможностей потребителя, т.е. множество всех доступных потребителю товарных наборов.
Представим, прежде всего, что потребитель располагает в данный период денежной суммой, например, в 1000 руб. Понятно, что истратить эту сумму в принципе можно весьма различными способами: можно купить на все деньги жевательной резинки, можно - учебников по экономике, одну пачку резинки, а на остальные деньги еще чего-нибудь, что душа пожелает. Иными словами, наш потребитель может купить любой набор товаров, удовлетворяющий лишь одному простому требованию: общие расходы на данный набор не превышают суммы денег, находящейся в распоряжении потребителя - 1000 руб.
Сформулируем это правило в более общем виде. ............