Анализ факторов, влияющих на качество сельскохозяйственной продукции
Конкурентоспособность как экономическая категория выражает функциональный результат использования многих факторов действия конкуренции на различных уровнях и сегментах рынка. Это обобщающий показатель результативной деятельности предприятия, умения эффективно использовать ресурсы. Конкурентоспособность аграрной продукции означает, прежде всего, соответствие условиям продовольственного рынка, конкретным требованиям потребителей по качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, коммерческим условиям (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама) и уровню затрат потребителя.
Несмотря на то, что в Украине активно исследуются проблемы повышения конкурентоспособности аграрных предприятий, так в ряде публикаций ученых экономистов, таких, как Зиновчук В.В., Андрийчук В.Г. и др. затронуты эти вопросы, некоторые аспекты данной проблемы недостаточно изучены.
Потребительские и экономические свойства продукции оцениваются конкретными потребителями на определенном сегменте рынка. Свойства товара удовлетворять потребности потребителей на более высоком уровне в сравнении с аналогичными товарами, представленными на рынке, характеризует способность продавца выдерживать конкуренцию.
Конкурентоспособность продукции нередко отождествляется с ее качеством, но с позиции качества сравнимы лишь однородные товары.
Конкурентоспособность предприятия находится в отношении с конкурентоспособностью продукции как целое и частное. На микроуровне она приобретает свою окончательную и завершающую форму в виде соотношения цены и качества.
В оценке конкурентоспособности продукции взаимодействуют две стороны: с одной - потребители, а с другой товаропроизводители. Совокупность свойств продукции, определяющих степень ее пригодности к использованию, должна соответствовать критериям и показателям потребительского спроса.
Потребительская ценность сельскохозяйственной продукции состоит из ее особой значимости удовлетворять физиологические потребности человека, которые невозможно отложить во времени. Объемы различных видов сельскохозяйственной продукции с требуемым уровнем качества должны удовлетворять потребности населения в продуктах питания по нормам, обеспечивающим воспроизводство человеческих ресурсов. Стандарты качества должны быть под особым контролем общества.
Требования потребителей к продукции не подвержены сильным изменениям, но воздействие техногенных факторов в индустриальной системе ужесточает экологические требования в стандартах производства продукции сельского хозяйства. Обеспечение стабильных объемов продукции сельскохозяйственного производства, создание разнообразных продуктов питания с сохранением норм полезных веществ по нормам потребления являются целевыми ориентирами в производстве аграрного сектора. Для потребителя информация о качестве так же важна как и информация о цене приобретения, полезном эффекте, способе продвижения товара на рынок.
Одним из способов определения конкурентоспособности предприятия в сегменте товарного рынка является способ осуществления рейтинговых оценок по параметрам конкурентоспособности.
Система управления качеством представляет собой организованную структуру, в которой определяется распределение ответственности, процедуры, совокупность методов и видов деятельности для выполнения требований по качеству и действиям, необходимым для осуществления общего контроля качества. ............