Санкт-Петербургский Государственный Университет
Филологический Факультет
Курсовая работа
Анализ функционирования категории эмотивности в художественном тексте путем анализа реализации эмотивно-прагматической установки
Филиппова А.К., 8 группа, 3 курс,
кафедра английской филологии.
Научный руководитель: к. ф. н., доцент Емельянова О.В.
Санкт-Петербург
2011 г.
Оглавление
Введение
Глава 1. Традиции изучения эмоций
1.1 Понятие эмоций
1.1.1 Определение эмоции
1.1.2 Классификация эмоций
1.2 Различные подходы к изучению эмоций в языке
1.3 Категориальный статус эмотивности
1.4 Теория речевых актов
1.5 Понятие эмотивной прагматической установки (ЭПУ)
Выводы по Главе 1
Глава 2. Репрезентация эмоций в художественном тексте на примере романа Айрис Мердок "Чёрный принц"
2.1 Общая характеристика нарратива
2.2 Реализация ЭПУ "поделиться своими чувствами" в авторской речи
2.2.1 Базовые и вариативные эмоции
2.2.2 Взаимосвязь между чувством и его названием
2.2.3 Положительные и отрицательные эмоции
2.3 Реализация ЭПУ "поделиться своими чувствами" в персонажной речи
2.4 Причины возникновения необходимости "поделиться своими чувствами"
Выводы по Главе 2
Заключение
Библиография
Приложение
Введение В последнее время изучением эмоций, чувственной сферы человека, занимаются многие научные дисциплины. Исследование эмотивности с точки зрения лингвистики соответствует современному антропоцентрическому подходу к изучению языка, ставящему в центр анализа человека с его чувствами, переживаниями и потребностями.
Данная исследовательская работа выполнена в рамках такой лингвистической дисциплины, как эмоциология текста, то есть изучение репрезентации эмоций в тексте. Таким образом, исследование в данной работе проведено в соответствии с когнитивно-дискурсивным направлением в изучении эмоций.
Актуальность данной исследовательской работы определяется интересом современной лингвистики к изучению реализации категории эмотивности в различных текстотипах, а также исследованиями в данной сфере, проведенными в последние годы.
Фактическим материалом исследования эмотивности в данной работе являются примеры, взятые из романа Айрис Мердок "Черный принц" (1973 год).
Целью данной исследовательской работы является изучение функционирования категории эмотивности в художественном тексте путем анализа реализации эмотивно-прагматической установки (ЭПУ) "поделиться своими чувствами".
В соответствии с целью исследовательской работы решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть различия реализации ЭПУ "поделиться своими чувствами" в авторской и персонажной речи.
2. Исследовать различные типы эмоций, входящих в ЭПУ "поделиться своими чувствами"
эмотивность установка авторская речь
3. Проанализировать языковые средства репрезентации эмотивности в ЭПУ "поделиться своими чувствами".
4. Рассмотреть различные причины, заставляющие поделиться своими чувствами.
Научная новизна данной исследовательской работы состоит в исследовании репрезентации отдельно взятой эмотивно-прагматической установки в тексте современного художественного произведения.
Практическая значимость данной работы заключается в её вкладе в исследование и описание эмоциональной картины мира с лингвистической точки зрения.
Глава 1. ............