РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филологический факультет
Кафедра истории и теории журналистики
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Анализ газетного материала «Получили урок от чемпиона». Оценка композиционного построения материала
Выполнил: студент 4 курса
166 группы Лобов Иван
Проверила: к.ф.н Маркова В.В.
Тюмень, 2009
1. Теоретическая часть
Термин «композиция» в переводе с латыни означает «составление». А сама композиция текста – это строение, структура произведения, последовательность смысловых фрагментов, образующих целостный и связный в отношении содержания и формы текст. Через композицию цепочка предложений, которой представлен любой текст, приобретает важнейшее содержательное качество – смысловую целостность.
Композиция – одна из универсальных, основополагающих категорий, связывающих языковую форму с содержанием, а не чисто формальное явление. Пример необычной композиции – роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Расположение частей в романе не соответствует прямой хронологии событий в жизни Печорина. Именно такая последовательность частей точно соответствует поставленной задаче – дать психологический портрет героя.
В учении о композиции давно написаны возможные эффекты сопоставления смысловых фрагментов, установления их содержательных связей. Выбор самого способа раскрытия темы, последовательности смысловых элементов, их взаимосвязей влияет на общее содержание текста. От выбора композиции зависит, какое оно будет и как его поймут.
Требования к композиции текстов массовой коммуникации основаны на закономерностях логически правильного мышления. Они включают:
● соответствие выбранного композиционного принципа теме, идее текста, специфике фактического материала;
● последовательность в изложении, отсутствие перескоков с одного предмета на другой или неоправданных повторений, четкость композиционных переходов от одного аспекта темы к другому, четкость и мотивированность связей между частями;
● Ход изложения – от известного к новому, неизвестному, от настоящего к будущему, от причин или условий к следствиям;
● Полноту, исчерпанность темы в пределах авторского замысла и жанра текста;
● Соразмерность частей произведения, но с учетом важности каждой из них (что важнее – о том больше и поговорим);
● Четкость рамочных элементов произведения;
● Целесообразность различных композиционных приемов;
Дробность членения текста зависит от его назначения и аудитории. Принято считать, что чем популярнее издание, тем более дробным может быть деление текста. В частности, это утверждение доказывается практикой средств массовой информации – тенденций дробить развернутые тексты на относительно самостоятельные фрагменты, каждый из которых имеет свое название – подзаголовок.
Такое членение помогает читателю ориентироваться в содержании и избавляет от монотонности сплошного текста.
В композиции текста принято различать несколько частей, каждая их которых имеет свое назначение. ............