№1. Анализ объема и ассортимента продукции.
Для изучения объема произведенной продукции применяются натуральные, условно-натуральные, стоимостные измерители. К стоимостным относят показатели:
1. Валовая продукция – вся продукция, включая незавершенное производство.
2. Товарная - продукция, не включая незавершенное производство и внутрихоз. расходы.
Анализ начинается с изучения:
1. Плана по объему пр-ва и реализации.
2. Их динамики
3. Расчета цепных и базисных темпов роста
4. Плана по ассортименту и номенклатуре.
Номенклатура – это перечень наименований изделий, установ-х общим класиф-ом. Анализ базируется на сравнении фактического и планового выпуска по изделиям, которые включены в госзаказ.
Ассортимент- это расширенный, уточненный перечень наименований с указанием сортов, марок, названий и др. параметров.
Бывает: 1.Полный, 2.Групповой (по родственным группам), 3. Внутригруп-й
Ср.% выполнения плана по асс-ту:
Ср.%вып. пл.= ВП фак., зачт. вып-ии плана
Общий ВП пл.
Причины недовыполнеия плана:
1. Изменение спроса, 2. Простои оборудования,
3. Недостатки снабжения и др.
№2 Анализ структуры продукции.
Структура – это удельный вес отдельных изделий в общем выпуске продукции.
Выполнить план по стр-ре - сохранить в фактическом выпуске пр-ции запланировные соотношения ее отдел. видов.
Показатели:
1. Объем ВП в стоим. выражении
2. ПТ
3. ФО, МО
4. себестоимость, прибыль, рентабельность.
Исполь-ся способ цепных подстановок.
ВП= å(V общ * Уi *Цi)
Метод средних цен:
∆ ВП= (Цф-Цпл)*Кф,
где Цпл, Цф – средняя оптовая цена
Кф- фактическое количество.
№3 Анализ сортности продукции.
Качество продукции – это понятие, которое хар-т экспл-ные, потреб-кие, тех-кие свойства продукции, надежность и долговечность изделия.
Показатели, характер. качество продукции:
1. Удельный вес продукции высшей категории качества.
2. Средний коэффициент сортности.
3. Частные показатели хар-ют одно из свойств конкретных видов пр-ции: полезность (жирность молока); надежность (уровень безотказности изделия); цикличность (эффекти-вность техноло-гических решений); эстетичность изделия.
4. Косвенные: штрафы за некач-ную пр-цию; уд.вес забракованной продукции.
Ксорт = å (ВП*Ц)
ВП общ * Ц вс
где Ц вс- цена высшего сорта
Процент выполнения плана по качеству будет равен:
% вып. плана = К сорт ф
К К сорт ф * 100
Для расчета влияния изменения сортности используется способ цепных подстановок или абсолютных разниц. Определяется структура сортов пр-ции по факту и плану. Отклонения в структуре по каждому сорту умножаются на оптовую цену. Все полученные величины складываются и получаем изменение средней цены за счет изменения структуры сортов.
Причины понижения качества:
1. Плохое качество сырья и материалов
2. Недостаточный уровень квалификации рабочих и др.
№4 Анализ ритмичности продукции
Показатели:
1. Прямые - это коэфф-ты ритмичности, вариации, аритмичности и т.д.
2. Косвенные – потери от брака, доплаты за сверхурочные работы и т.д.
Ритмичность – это равномерный ВП в анализируемый временной интервал.
Нарушение ритмичности пр-ва приводит к срыву плана поставок, вызывает сверхурочные работы и т.д. ............