Институт подготовки научных кадров Национальная академия наук Беларуси Кафедра философии Курсовая работа на тему:
Анализ исторических путей развития методологии.
Научный метод познания.
Выполнила:
аспирантка Кекало Е.А.
ИХНМ НАН Беларуси
Минск, 2006
Содержание:
Введение……………………………………..………………………..…..2
Методология …………………………………………………….…….….2
· И. Кант……………………………………………………………..……..4
· СССР……………………………………………………………………….5
· Ф. Бэкон………………………………………………………….…….….6
· Р. Декарт…………………………………………………………….…...8
· Э. Кондильяк…………………………………………………..…………9
· Г. Лейбниц………………………………………………………….……11
· Г. Гегель………………………………………………………………….12
· Э. Шеллинг…………………………………………………………..…..15
· К. Маркс, Ф. Энгельс………………………………………..…………17
Научные методы познания…………………………………….……….21
Литература……………………………………………………………….24
Введение.
Познавательное отношение человека к миру одно из основных.
От того, как решаются проблемы познания, зависит формирование образа мира, истинность и достоверность получаемых знаний, действительное положение человека в мире и его способности осуществлять сам процесс познания. Знания позволяют предвидеть, а на этой основе действовать - изменять природу, общество и самого человека.
Нет единого мнения и о том, что представляет собой методология как наука: является ли она философской дисциплиной или это частнонаучная область, или сама философия выступает методологией, поскольку каждое философское положение имеет методологическое значение. Есть предположение, что методология — вообще не наука, что она стоит вне науки и является искусством подбора принципов и методов исследования.
Главное назначение научной деятельности – получение знаний о реальности. Человечество накапливает их уже очень давно. Научные знания начали формироваться уже в VI в. до н.э. Формирование методов научного познания происходило почти 25 веков, однако, большая часть современных знаний получена за последние два столетия. Такая неравномерность обусловлена тем, что именно в этот период в науке были раскрыты ее многочисленные возможности, установлена диалектическая взаимосвязь методов познания.
Научные методы познания мира благодаря бурному развитию технологии оказались настолько наглядно эффективными что в течение последних ста лет потеснили в европейском культурном ареале господствовавшее на протяжении тысячелетий религиозно-мифологическое мировоззрение по целому ряду позиций.
Методология
В “Философской энциклопедии” методология определяется как философское учение о методах познания и преобразования действительности, о применении принципов мировоззрения к процессу познания, к духовному творчеству вообще и к практике. При этом имеются в виду не только общефилософские, но и конкретно-научные методы. Методологию иногда понимают также как определенную систему методов, которые применяются в процессе познания в рамках той или другой науки. ............