Отдел образования администрации Центрального района
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Диалог»
с углубленным изучением английского языка
Секция истории
Научно-исследовательская работа
по теме «Анализ истории развития демократии в Римской республике»
Самойлова Христофора Константиновича,
учащегося 10 класса МОУ СОШ «Диалог»
Центрального района г. Новосибирска
Руководитель: Аристов Юрий Сергеевич,
учитель истории
первой квалификационной категории
МОУ СОШ «Диалог»
Новосибирск 2008
Оглавление
Введение
Римская республика: от рождения до кризиса
Заключение
Список литературы
«Демократический строй – такой строй, при котором верховная власть находится в руках свободнорождённых».
Аристотель. «Политика».
ВВЕДЕНИЕ
Прежде всего, хотелось бы обозначить причину, по которой будет идти данное исследование. Изучая историю Древнего Рима, я столкнулся с таким интересным, на мой взгляд, фактором, как переход от республиканской формы правления в государстве к монархической. Не менее любопытным я считаю тот факт, что в самом начале Древнем Риме существовала царская власть, которая , пройдя через эпоху демократического строя, вновь вернулась к управлению государством на рубеже Новой эры. Таким образом, в Древнем Риме стало заметно, так называемое, чередование форм государственного устройства. Нашей главной задачей, в таком случае, становится выяснить, почему демократия не смогла быть полностью построена в римском обществе, и почему в конечном итоге она вновь перешла монархию. Определим некоторые узловые понятия.
Demos – с греческого переводится, как «народ». Республика есть политическое оформление демократического правления или народовластия (буквальный перевод слова демократия). Res publica – по латыни означает «общественное дело». Вот как определяет это «общественное дело» древнегреческий философ Аристотель в своём труде «Политика»:
«Начать следует, прежде всего, с установления того принципа, который служит точкой отправления при настоящем рассуждении, а именно: неизбежно, чтобы все граждане принимали участие либо во всём касающемся жизни государства, либо ни в чём, либо в одних делах принимали участие, в других – нет».
Аристотель. «Политика».
Очевидно, что Аристотель говорит именно о демократии, иначе следующие его слова просто бессмысленны:
«Равенство, гласит основной закон демократии, состоит в том, что ни неимущие, ни состоятельные не имеют ни в чём каких-либо преимуществ; верховная власть не сосредоточена в руках тех или других, но и те и другие равны. А так как народ представляет в демократии большинство, постановления же большинства имеют решающее значение, то такого рода государственный строй и является демократическим».
Аристотель. «Политика».
Из философских мыслей Аристотеля следует выделить главное: неимущие и имущие должны быть равны в своих правах, а верховная власть должна быть у народа, составляющего большинство.
Именно этого и добивался Солон, это хотел воплотить в жизнь Сервий Туллий. Но в таком случае перед нами встаёт вопрос: по каким причинам в государствах античности, а именно в Римской республике, не смогла быть полностью построена демократия.
…Итак, определившись с понятиями «демократия» и «республика», мы наконец можем приступить к подробному рассмотрению демократии в Римской республике.
Родиной демократии считается Древняя Греция. ............