Часть полного текста документа: СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КУРСОВАЯ РАБОТА ПО КУРСУ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ АНАЛИЗ МОНОПОЛИЙ Выполнил: Стретович Игорь Олегович Группа: 901 Факультет: Менеджмента САНКТ ПЕТЕРБУРГ 2001 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1. Монополия 5 1.1 Решение монополиста относительно объема производства 5 1.2 Правило "большого пальца" для ценообразования 7 1.3 Смещение спроса 8 1.4 Воздействие налога 9 2. Монопольная власть 11 2.1 Показатели монопольной власти 12 2.2 Правило "большого пальца" при ценообразовании 13 3. Источники монопольной власти 15 3.1 Эластичность рыночного спроса 15 3.2 Число фирм на рынке 16 3.3 Взаимодействие между фирмами 16 4. Общественные издержки монопольной власти 18 5. Государственный контроль над монополиями 20 5.1 Антитрестовские законы 20 5.2 Исследование формы контроля над ценами 23 5.3 Регулирование цен 25 5.4 Регулирование цен на практике 26 Выводы 27 Заключение 28 Список литературы 29 ВВЕДЕНИЕ Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Известно, что наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции. На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить. Предмет данной работы - монополии и монопольная власть, а также государственное регулирование деятельности монополий. Монополия и монопсония являются понятиями, прямо противоположными понятию идеальной конкуренции. Монополия - это ситуация на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом. Сначала обсудим поведение монополиста. Так как монополист является единственным производителем товара, то кривая рыночного спроса дает цену, получаемую монополистом за предлагаемое к продаже количество товара. Мы увидим, как монополист может выиграть от своего контроля над ценами и как различаются цена и количество, максимизирующие прибыль, на монопольном рынке и на рынке свободной конкуренции. В целом предложение у монополиста будет меньше, чем предложение в условиях свободной конкуренции, а цена больше, чем конкурентная цена (и больше, чем предельные издержки). ............ |