АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ О ПРИОРИТЕТНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЯХ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА
дипломная работа
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Обзор литературы. 1.1 Социализация 1.2 Компетентности в успешной социализации 1.3 Структура предпочтений и образ будущего 1.4 Математическая модель многовариантного оптимального выбора 1.5 Заключение по обзору литературы ГЛАВА 2. Методы и материалы 2.1 Модель успешной социализации 2.2 Описание анкеты 2.3 Статистическая обработка данных ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ 3.1 Свойства средних значений и показателей вариативности оценок компонентов компетентности. 3.2 Оценка сбалансированности структуры предпочтений 3.3 Иерархия значимости компонентов компетентности ВЫВОДЫ Литература. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анкета ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Предпочтения студентов КИЦМ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Согласно Г.П.Щедровицкому (Щедровицкий, 1993) в социальной системе, взятой как целое, основным процессом, определяющим характер всех ее структур, является воспроизводство. Социализация, т.е. процесс включения развивающегося индивида в совокупность общественных отношений является ключевым процессом воспроизводства. Успешным можно назвать такой результат социализации, когда индивид максимально полно соответствует требованиям общества, а общество в сою очередь, удовлетворяет потребности индивида в соответствии с его системой ценностей. Успешное вхождение в социум требует от личности наличия определенного набора качеств, знаний, умений и навыков или компонентов компетентности по Равену. Обеспечение успешной социализации индивидов через формирование востребованных обществом компонентов компетентности имеет очевидную актуальность как с точки зрения существования общества, так и для самого индивида.
Фундаментом современной цивилизации являются и в обозримом будущем останутся высокие технологии. Поэтому большое значение имеет вклад в социализацию высшего образования, как завершающей стадии подготовки члена информационного общества. Успешность социализации зависит от того, насколько студенты осознают, какие компетентности им понадобятся в самостоятельной трудовой жизни, и от того, насколько ВУЗ может способствовать формированию этих компетентностей.
Цель исследования: выявить структуру и оценить продуманность представлений студентов о степени важности компонентов компетентности, которые потребуются им в будущем.
Объект исследования: студенты разных ВУЗов и факультетов.
Предмет исследования: представление студентов об иерархии востребованности компонентов компетентности в их будущей, самостоятельной жизни.
Гипотеза: структура представлений студентов о значимости компонентов компетентности, вследствие недостаточной продуманности, не соответствует тем, которые потребуются им в будущем.
Методы: анкетирование и статистический анализ полученных данных.
Практическая значимость: результаты данного исследования позволят выявить направление необходимой коррекции иерархии значимости таким образом, чтобы она способствовала успешной социализации.
В работе предложена модель успешной социализации, построенная путем логического разворачивания типов компонентов компетентности, необходимых для вхождения индивида в систему общественных отношений.
Процесс социализации в любое общество невозможен без трех типов компонентов компетентности: мотивационно-ценностных компонентов, личностных качеств индивида и компоненты, способствующие решению внешних задач жизнеобеспечения. ............