Часть полного текста документа:Анализ проблемы: две причины психологического проигрыша интеллектуалов. Когда то В.А.Ганзен установил, что все учебники психологии содержат не совпадающие наборы психологических переменных, которые характеризуют человека (11). Психология - наука о стохастических процессах, которые могут происходить или не происходить с некоторой долей вероятности. И поэтому сама современная психология описывает вероятностный список феноменов поведения, характеризующий психику человека. Вероятно, что психология человека не исчерпывается оглавлениями учебников и необходимо рассмотреть, чем психологическая наука может помочь интеллектуалам вернуть свое место в жизни общества? Для этого можно попытаться расширить принятую сегодня дифференциацию психологического знания. 1 Психология известная всем и ее эквивалент. Психология Разума - содержание классической психологической науки и практики, которая и выстроила современное общество. Это не только наука - это почти религия нашей цивилизации. Мы оцениваем достоинства человека по критериям развития его мышления, памяти, внимания, речи, восприятия, измеряя качества его знаний, умений и навыков для овладения своим поведением и внешним миром. Начало психологии разума в современном понимании, условно говоря, положил Френсис Бэкон около 1272 года. Он переориентировал психологию мышления на обобщение реалий, а не слов, и сформулировал основы психологии разума (6). Менее осознанно это начиналось с открытиия Академии в Лангедоке в 792 г. Генри де Желоном. Основная проблема психологии разума формулируется в 1122г. Абеляром в сочинении "Да и нет", не желавшего веровать в то, что он не "расколол" предварительно рассудком. Плодами психологии разума являются компас (1150г.), часы (1220г.), географические карты и угломер (1250г.). Затем Оккам заложил основы эмпирически ориентированной психологии научения и мышления (1345г.). Психологию разума укрепляли такие аргументы, как работа Коперника " Об обращении небесных сфер" (1543г.), которая прозвучала как "сигнал страшного суда над ложной философией". После этого, в 1590 г. Гоклениус вводит в науку понятие "психология". Плоды психологии разума: закон всемирного тяготения, теория света, химия газов, превращение энергии, паровая машина, электромагнетизм создали условия для принципиально новой системы образования (12). Современная педагогика выросла именно из психологии разума, когда в 1631г. Я.А. Коменский в своем труде "Великая дидактика" потребовал "познавать и исследовать реальный мир, причем познавать и исследовать самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах". Почти одновременно, в 1640г., появляется труд Декарта "Правила для руководства ума", где единственным бесспорным объектом интроспекции объявляется мысль. К 1690 г. широко распространяется динамический принцип Ньютона, доказывающий, что за реальными объектами могут быть признаны физические свойства, доступные опытному познанию и математическому обобщению. Из психологии разума естественно следуют психолого-педагогический труд Д.Локка "Опыты о человеческом разуме" (1689) и ответ на него В.Г.Лейбница "Новые опыты о человеческом разуме" (рукопись датирована 1705 г., издана в 1765г.). Дифференциальное исчисление (1684), интегральное исчисление (1693), исчисление бесконечно малых (1702) Лейбница-Ньютона являются символом могущества психологии разума. Педагогика продолжала точно и последовательно реализовывать психологию разума, совершенствуя свои методы приблизительно каждые 30 лет. ............ |