Часть полного текста документа:Ананда Ананда (cанскp.- "счастье", "блаженство"), в индийской философии, состояние "освобожденности" в положительном смысле, противопоставляемая пониманию высшей цели в "отрицательных" терминах (например, апаварга). Дискуссии относительно характера того высшего блага, которое может быть достигнуто в результате духовной практики, велись в Индии еще в шраманскую эпоху (середина I тыс. до н.э.), и тем, кто отрицал возможность того, чтобы это достижение сопровождалось положительными эмоциональными состояниями, противостояли те, кто не сомневался в достижении этого не только после смерти, но и в течение жизни. В Тайттирия-упанишаде при различии нескольких "слоев" (коша) индивида пятый, последний, высший по отношению к четырем предыдущим (Атманы пищи, дыхания, разумения и распознавания) именовался "состоящим из блаженства" (анандамая) и включал "приятное" (прия), "наслаждение" (мода) и "великое наслаждение" (прамода), а также саму ананду. Другая тематизация - обоснование определения сущности Брахмана как сущего-сознания-блаженства (сат-чит-ананда), "догматизированного" в веданте. Третья имела апологетический характер и соответствовала оправданию "положительного идеала мокши - как реализации индивидом своей "истинной" природы Абсолюта, включавшего и блаженство-ананду, - перед лицом оппонентов веданты, настаивавших на том, что этот идеал неотличим в принципе от счастья как обычного удовольствия, а потому является "сансарным" и, следовательно, неприемлемым. Согласно Шанкаре, "Атман блаженства" - наиболее сокровенный ввиду того, что блаженство является результатом и познания и действия, которые предпринимаются ради него. Сурешвара же в комментарии к комментарию Шанкары различает два уровня ананды: тот, о котором идет речь в упанишаде, и Брахман, который есть ананда в своей сущности. Второй, абсолютный, уровень ананды пронизывает все слои, включая и "слой наслаждения", являющийся компонентом эмпирического Я, в состав которого входит принимающий положительные эмоциональные состояния интеллект-буддхи. Ананда обнаруживается также в обычной человеческой радости, вызываемой обычными, мирскими событиями, - рождение ребенка, обладание желанным объектом и т.п. Обсуждая значение ананды как третьей характеристики Брахмана, Шанкара в Брихадараньякопанишад-бхашье отвергает мнение тех, кто считает, что Брахман может познавать собственное блаженство. Если бы это было так, то подобное раздвоение (на субъект и объект познания) противоречило бы единству Абсолюта. Потому Брахман не познает блаженство, но, в соответствии со своей "простой" природой, есть само блаженство, которое для него, таким образом, непознаваемо. Точно так же обстоит дело и с блаженством того, кто достиг "освобождения", ибо оно - лишь манифестация этого "первообразного" блаженства ("освобожденный" не может познавать это блаженство и по той причине, что в состоянии "освобождения" уже лишен тела и органов познания). В другом месте того же комментария констатируется, что ананда содержится в самой природе вещей как "изобилие" эманации Брахмана. В приписываемой Шанкаре Атмабодхе утверждается, что божество Брахма и другие "пропорционально" участвуют в блаженстве Брахмана. В субкомментарии Сурешвары, ученика Шанкары, к той же Брихадараньяка-упанишаде - стихотворной Брихадараньякопанишадьхашья-варттике - подтверждается невозможность для Брахмана "познавать" свое блаженство, а также то, что в "освобождении" Атман и есть само блаженство. ............ |