Часть полного текста документа:Андреев Леонид Николаевич Г. Горбачев Андреев Леонид Николаевич [1871-1919] - беллетрист и драматург. Происходил из полуинтеллигентной чиновничьей семьи, учился в Московском университете. Окончил юридический факультет. Молодые годы провел в крайне тяжелых материальных условиях, усугубленных тяжелой наследственностью - алкоголизмом. В 1890 занимался адвокатской практикой и сотрудничал в различных московских газетах (судебный репортаж, фельетоны). Первые рассказы: "Он, она и водка", 1895 ("Орловский вестник"), "Бергамот и Гараська", 1898 ("Курьер"). Впервые внимание к А. привлек рассказ - "Жили-были" в журнале "Жизнь" [1901]. В этом же году вышла первая книга рассказов А., которая вызвала ряд критических статей о нем; особенно много внимания к А. привлекают рассказы - "Мысль" и "Призраки" [1902]. В 1905 А. предоставил свою квартиру для заседания ЦК РСДРП, в связи с чем подвергся некоторым репрессиям со стороны правительства. В годы реакции он становится во главе сборников "Шиповник" (см.), объединяющих реалистов-общественников из "Знания" (см.), символистов-индивидуалистов из "Весов" (см.) и др. Во время войны 1914-1918 А. принимал ближайшее участие в редактировании издававшейся на средства торгово-промышленных организаций газеты "Русская воля", игравшей особо реакционную роль в период между Февралем и Октябрем 1917. Умер в 1919 в Финляндии непримиримым врагом советской власти. А. - типичнейший выразитель настроений мелкобуржуазной интеллигенции XX в., неохотно и со страхом превращавшейся, в связи с капитализацией России, из "критически мыслящих личностей" в послушных "специалистов" на службе у буржуазии и дворянско-буржуазного государства. Интеллигенция эта однако была неспособна примкнуть к движению подлинно революционных классов. А. был необыкновенно популярен в предреволюционной читательской среде, особенно в эпоху после разгрома революции 1905 и отхода от революционного движения интеллигентов-"попутчиков". Односторонность и некритичность вульгарно-скептического ума, смелость фантазии, схематизм мышления и воображения - все это сделало А. писателем поверхностным, но "острым", идейно-упрощенным, но увлекательным и доступным. Такой именно писатель и нужен был средним слоям превращавшейся в обывателей интеллигенции, которая изжила общественнический позитивизм и демократизм эпохи "героических разночинцев" в скепсисе и индивидуализме и которая жаждала "абсолютной" свободы и "полного" счастья. Этим настроениям отвечали такие произведения А. как "Елеазар" [1907], доказывающий, что нельзя жить под угрозой неизбежной смерти, "Проклятие зверя" [1908], отвергающее "безличную" цивилизацию большого города, "Мои записки" [1908], объявляющие весь мир тюрьмой, "Жизнь человека" [1907], схематически изображающая бессмысленную жизнь человека вообще, типичную судьбу интеллигента в буржуазном обществе, "индивидуалиста, нынешнего среднего человека, хорошего, но все-таки обывателя, мещанина" (Луначарский). Среда, художником которой был А., не верила в буржуазные самооправдания и утешения для масс: идеалистическую философию, мистику, учение о примате красоты, либеральные доктрины. Но и принять мировоззрение пролетариата эта среда также не могла. "Бунт" ее был бунтом "внутренним", при пассивном подчинении жизни на деле. ............ |