Часть полного текста документа:Андрей Рублев Введение. Время жизни Андрея Рублева совпадает с переломным моментом в освободительной борьбе русского народа против татаро-монгольского ига. Творчество прославленного иконописца знаменует важную веху в истории русского искусства. С его именем связано возникновение художественного направления, на многие десятилетия определившего развитие русской живописи. Первые успехи в борьбе с татарами и в объединении русских земель вокруг Москвы совпали с началом таких исторических процессов, как формирование великорусской народности (нации) и языка. Эти обстоятельства вызвали моральный подъем и уверенность в своих силах, пробудили национальное самосознание русского народа. То было время сложения русской (великорусской)1 культуры, расцвета литературы и искусства. Борьба с чужеземным игом - преобладающая тема московской литературы того периода, а главный и единственный ее герой - непобедимое и храброе русское войско. В XV в. продолжается переработка народных преданий о борьбе с татарами в различные литературные произведения. Основная их мысль - горделивая уверенность в моральном превосходстве русских людей над татарами, в мужестве и удали воинов, победить которых татары смогли только благодаря огромному количественному перевесу. В "биографической " житийной литературе первой половины XV в. появляются новые, гуманистические настроения. Они выражаются в чертах индивидуализма и эмоциональности, что не встречалось ранее в произведениях такого жанра. Большое внимание уделяется человеческой личности, ее чувствам, настроениям, личному отношению к святому. Писателей начинает интересовать внутренний мир, душевное состояние, переживания; они пытаются передать внутреннюю, психологическую мотивировку действий своих героев. Передовые идеи и настроения эпохи нашли отражение и в живописи первой половины XV в. Наиболее глубоко они отражены в творчестве Андрея Рублева, представляющем высшую точку развития национальной культуры периода образования русского государства. Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов. Это время возрождения интереса к собственной истории, к культуре времени независимости Руси, предшествовавшей монголо-татарскому нашествию. Эпоха Рублева была временем расцвета литературы, эпоса, политического самосознания. Идеалы, воплощенные в творчестве художника, столь высоки, что они были бы чудом, если бы не представляли собой некого отражения того, что можно было наблюдать в действительности. А в действительности были не только примеры подлости, раболепства и предательства, но и беззаветного служения людям, отечеству, идеалам добра и красоты, создавшим чувство собственного достоинства и спокойной уверенности в будущем. Глава I. Биография. В XIX в. представление о Рублеве носило чисто легендарный характер. В наше время А. Успенский, И. Грабарь и Д. Кузьмина положили немало труда на извлечение из летописей и житий сведений о жизни и личности художника. Несмотря на их усилия, в наших руках мало достоверных данных и вряд ли можно рассчитывать найти еще новые источники. Действительно, когда родился Рублев: в 1360 или в 1370 году? А дата смерти в 1430 году - можно ли считать ее достоверной, поскольку не сохранилась ни надгробная плита, ни списанная с нее надпись? Где находился Рублев до поступления в Андроников монастырь? Если не в Троицком, то, может, в Симоновом? Когда он перешел в Андроников и почему? Где Рублев был пострижен в монахи? Стал ли он позднее соборным старцем? Следует ли его считать художником монастырским или придворным? Принимал ли он участие в строительстве собора Андроникова монастыря? Возможно ли, что годы его молодости были годами учения и странствий? Кто были старшие сотрудники Рублева Прохор с Городца и Даниил Черный? Или же это был один и тот же человек Прохор, который в монашестве именоваться Даниилом? Для какого храма была выполнена "Троица" Рублева: для деревянного или для каменного? Какое место она первоначально занимала в храме? Какова была роспись Успенского собора во Владимире, на месте которой Рублев выполнил свою? Можно ли считать портретом изображение Рублева в лицевом житии Сергия конца XVI века? Можно ли на основании характера икон Рублева в Троицком соборе делать выводы о датах его жизни? На все эти вопросы и на многие другие до сих пор трудно дать вполне удовлетворительный ответ. ............ |