Часть полного текста документа:Английская драма Английская драма зародилась в недрах средневековой культуры, в церковных обрядах, и была поначалу символической пантомимой, иллюстрирующей литургию и украшающей пасхальную и рождественскую службы. Затем пантомима стала сопровождаться текстом на латыни. Разыгрываемая церковнослужителями литургическая драма к 10 в. распалась на ряд сценок, воспроизводящих главные события христианского календаря. Постепенно драма покинула церковные помещения, вышла на площадь, в представлениях стали участвовать актеры, а местный язык постепенно вытеснил латынь. Тип драмы, разыгрываемой мирянами, получил название миракля (драматические сценки, изображающие чудеса, совершенные святыми). Несколько позже возник еще один тип драмы - моралите, средневековая аллегория с персонифицированными Пороком и Добродетелью, борющимися за человеческую душу. Английская драма Возрождения возникла из счастливого союза двух начал - аллегорического дидактизма английской средневековой драмы и гуманизма итальянского Возрождения. Этот процесс завершился в два последние десятилетия 16 в. Уже к 1588 елизаветинская драма достигла полного расцвета, и ее предтечи, сколь бы они ни уступали ей, представляют чрезвычайный исторический интерес. Зародыш елизаветинской комедии можно видеть в интерлюдиях - драматических сценках, которые разыгрывались на торжественных приемах. В них отчетливо выразились фарсовая, певческая и хореографическая национальные традиции, а также средневековое пристрастие к абстракции, словесной игре и каламбурам. Первые классические образцы английской комедии создали школьные учителя Н.Юдалл (Ралф Ройстер Дойстер - Ralph Roister Doister, 1553-1554) и У.Стивенсон (Игла матушки Гуртон - Gammer Gurton's Needle, ок. 1553). Спустя десятилетие Дж.Гаскойн, использовав итальянский любовный сюжет того времени, создал комедию Догадки (Supposes, 1566) и, что важно, написал ее прозой. Помимо комедии английская драматургия обогатилась еще одним, специфически местным жанром - исторической хроникой, служившей целям просвещения и патриотической пропаганды ввиду постоянной угрозы испанского вторжения. Обычное для тогдашних писателей вольное обращение с источниками показывает хроника Д.Бейля Король Иоанн (Kynge Johan, 1536). Лишь отчасти смогли придать драматургическую плотность рыхлой массе исторического материала Кр.Марло в Эдуарде II (ок. 1592) и У.Шекспир в ранней тетралогии, охватывающей период войны Алой и Белой розы (Генрих YI в трех частях и Ричард III). Страшные последствия общественных потрясений воссоздала вторая, более значительная тетралогия Шекспира из времен правления Ричарда II, Генриха IV и его героического сына, принца Гарри. Основные темы елизаветинской трагедии пришли в нее из хроник. Но если авторы хроник делали упор на политических последствиях гордыни и злодеяний государственных мужей, то авторов трагедий более интересовали нравственные аспекты попрания добродетели. На английскую комедию оказали существенное влияние Плавт и Теренций, а на трагедию - Сенека (ок. 4 до н.э. - 65 н.э.). Из греческой драмы Сенека заимствовал фигуру гонца, рассказывающего о событиях, происходящих за сценой, он также злоупотреблял длинными напыщенными монологами. В результате трагедии теряли в драматической напряженности, становясь драмами для чтения. ............ |