Часть полного текста документа:Аничков мост Один из самых знаменитых петербургских мостов. Расположен в створе Невского пр. через Фонтанку. Длина моста 54,6 м., ширина - 37,9 м. Назван по фамилии строителя - инженера, капитана, а затем, подполковника Мих. Осип. Аничкова, батальон которого дислоцировался неподалёку от моста, в т. н. Аничковой слободе. В соответствии с указом Петра I 1715 г.: "За Большою Невою на Фонтанной реке по першпективе зделать мост" начали строить деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах длиной 150 м., перекрывавший проток и заболоченную пойму. Окончены работы в мае 1916. Здесь была южная граница города. На мосту стояла застава, караульные проверяли паспорта проезжающих. В 1726 у моста был построен караульный дом по проекту арх. М.Г. Земцова, до этого солдаты, охранявшие мост, укрывались от непогоды в шалаше. В 1739 "Комиссия о СПб. строении" постановила впредь именовать этот мост Невским. Но новое название не прижилось. Мост капитально ремонтировался в 1726 и 1742, а в 1749 арх. Семён Волков построил новый деревянный мост на свайных опорах под более тяжёлую нагрузку для подготовки к пропуску слонов - "Индийского подарка", ожидавшихся к проходу по старой Московской дороге. Мост не имел разводного пролёта, т. к. в данной части Фонтанка не была судоходной. Пролётное строение моста обшили досками и оформили под гранит. До 1780-х мост был деревянный, почти в 4 раза длиннее нынешнего (более 200 м.). В 1780-х начинается строительство гранитных стенок набережных Фонтанки по плану Ф.В. Бауэра. В этот же период, а именно в 1783-87, сооружается постоянный Аничков мост (предположительно по проекту Ж.-Р. Перроне) - каменный, трёхпролётный со средним деревянным подъёмным пролётным строением. С 1785 по 1841 Аничков мост представлял знакомую нам композицию с романтическими каменными башнями, наподобие сохранившихся до сих пор Старо-Калинкина и Ломоносова мостов. В 1841 Аничков мост капитально перестроили и значительно расширили. Проект нового моста разработал инж. И.Ф. Бутац, при участии инж. А. Редера. Работы выполнял подрядчик М. Пименов под руководством инж. фон Дершау. Надзор за строительством осуществлял инж. А.Д. Готман. 22.5.1841 уложили 1-й камень в строительство моста. Три арочные пролётные строения выложили из кирпича. Опоры моста и арки фасадов облицевали гранитом чистой тёски. В начале ноября были установлены перила, окончены гранитные пьедесталы для статуй. В янв. 1842 по мосту открылось движение. Сооружение, по подсчётам Министерства внутренних дел, обошлось в 195 294 руб. серебром. Мост был расширен, но потерял свой поэтический облик, лишившись гранитных башен и парапетов. До этого он был узок, а его громоздкие башни мешали всё возраставшему движению конных экипажей по Невскому пр. В качестве перильных ограждений на мосту установили между гранитными тумбами чугунные решётки высокохудожественного литья, в рисунке которых чередуются парные изображения морских коньков и русалок. Выразительны чугунные стойки перил, в просветах которых находятся устремляющиеся в пучину дельфины. Решётка была отлита по образцу рисунка немецкого архитектора Карла Шинкеля. В Берлине на Дворцовом мосту, построенном по проекту К. Шинкеля в 1822-24, были установлены точно такие же перила. ............ |